Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Имперский мотив в католическом искусстве

Искусствовед Анна Пожидаева в своем курсе об иконографии Нового Завета рассказывает интересную историю о римских солдатах. Несколько веков христианского искусства воины, которые охраняли пещеру с телом Христа, нередко изображались спящими. После Тридентского собора это было запрещено.

Тридентский собор (1543 – 1564) – это результат Контрреформации, серьезная реформа церкви, когда вся критика протестантов, которая могла быть учтена без разрушения всего церковного здания, была учтена. Как известно, протестанты активно критиковали изображения в церкви, уничтожали иконы и картины, разрушали статуи, мотивируя это борьбой с идолопоклонством, как это требуется Ветхим Заветом. Как несимметричный, но ответ на действия протестантов на Тридентском соборе были разработаны точные предписания о том, как изображать персонажей Священного Писания, чтобы не подавать повода к соблазнам.

«Тридент предписывает не изображать стражников спящими. Они должны быть либо в ужасе, но явно в сознании, либо очевидно потерявшими сознание. И причина этого такова: никто не должен предполагать, что солдат римской армии способен спать на посту, это как-то унижает достоинство римской гвардии. И действительно, мы увидим, что и в антверпенском образе Рубенса, и существенно позже, вплоть до гравированной Библии Юлиуса фон Шнорра, это правило будет соблюдаться: никто больше уже не будет спать, все будут только ужасаться и разбегаться в стороны».

https://magisteria.ru/new-testament-iconography/resurrection
Курс: "Иконография Нового Завета"
Лекция: "Воскресение"

Пьеро делла Франческа, XV век – солдаты спят.

Питер Пауль Рубенс, XVII век – солдаты в ужасе разбегаются.
Tags: Анна Пожидаева, Тридент, искусство
Subscribe

  • Нелёгкая жизнь художественного авангарда

    "По мнению Брака, входившего в состав группы фовистов, исходным пунктом революции, её предпосылкой мог стать только Сезанн. Целью общих поисков…

  • Богатыри не мы

    Пит Мондриан. Композиция в красном, жёлтом и голубом. 1927 год. Кто бы мог подумать, что это критика картезианства кубистов с позиций Спинозы? Вот…

  • Как ни странно

    Вежливость и эстетика - лучшие союзники.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments