Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

ФМО - протуберанец афинской школы философии

От редакции: сегодня «Одуванчик» публикует воспоминания Евгения Гнатенко, многолетнего участника заседаний Философского монтеневского общества Луганска, выпускника кафедры истории и теории мировой культуры философского ф-та МГУ (1996), кандидата философских наук (2003, ИФ РАН), автора монографии «Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России» (Луганск, 2003).

Воспоминания Евгения Гнатенко и другие материалы помещены в сборник «Монтень в Луганске» (2020), который можно скачать на сайте «Одуванчик».

***

Евгений Гнатенко

Дорогие читатели!

Мне очень хочется написать о монтеневском обществе. Я вспоминаю его много лет с огромной теплотой. А.И.Атояну удалось то, что не удавалось никому даже в Москве – создать философский кружок. Доктора и кандидаты наук от философии, честно говоря, основательно надоели. Вся эта академическая возня, которая происходит на фоне медленной ликвидации Академии наук как таковой (через недофинансирование, оптимизацию управления и т.п. вещи), давно стала смешной.

Кому-кому, а философам лучше других ясна истинная цена званий на этой ярмарке тщеславия. Думаю, что именно эта пропасть между живой мыслью и казённой философией вызвала к жизни монтеневское общество. Ведь от того, что отточенный годами истматовско-диаматовский категориальный аппарат слегка дополнили новомодной философской терминологией ХХ века, а список классиков увеличили в несколько раз, добавив Фрейда и Розанова, Ницше и Бердяева, ничего по существу не изменилось.

Многому научил меня в этом отношении наш луганский философ, с которым я на Монтениевском обществе никогда не пересекался, Владимир Данилович Исаев. Я готовился сдавать тогда кандидатский минимум по социальной философии по только что вышедшему мгу-шному учебнику Карена Хачиковича Момджяна (старшее поколение должно хорошо помнить его папу, Хачика Нишановича Момджяна). Владимир Данилович, желая дать мне добрый совет, сказал, чтобы я не тратил время на современные учебники, а обратился бы к небольшой работе И.В.Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Не удивляйтесь, я сверил новейший учебник и сталинский текст. Результат меня шокировал — я обнаружил в современном учебнике очень похожие идеи и текстуальные совпадения! Такова наша академическая философия сейчас.

Так вот, отдохнуть ото всей этой мертвечины можно было на заседаниях монтеневского общества, куда меня привёл Константин Васильевич Деревянко в 1996 году. Там можно было послушать, можно было покрасоваться со своими мыслями, а главное – поспорить. Насколько мне известно – а я уже очень давно не участвовал в заседаниях общества — споры эти до сих пор не завершены: «высокие спорящие стороны» – православные, коммунисты, позитивисты, экзистенциалисты и постмодернисты — все остались при своих. Но личность Арсентия Ивановича Атояна, бесконечно любезного, бесконечно общительного, бесконечно щедро дарящего своё свободное время монтеневскому обществу, сумела сберечь этот протуберанец афинской школы философии в нашем провинциальном Луганске.

Но после луганских событий 2014 года я ничего не пишу. И есть причина, веское основание, у которого даже есть имя и фамилия: Глеб Бобров. Его «Эпоха мертворождённых» появилась в 2008 году. Много лет до этого, и после этого, я занимался социологией, философией, работая в юридическом вузе много общался с правоведами, друзья из пединститута (я по старинке, ладно?) занимались политологией. Смотрите, какой набор дисциплин!.. Так вот никто из них ни до 2008 года, ни после, ничего подобного не говорил и не предсказывал. Я, во всяком случае, не слышал. А Глеб Бобров думал, как выясняется, лучше всех. Спасибо ему за это. Но после такой поучительной истории я к себе как к философу (социологу etc.) серьёзно не отношусь. Я и раньше писал немного, а теперь у меня и вовсе исчезло желание выходить к людям со своими соображениями.

Философ может защитить кандидатскую, и даже докторскую, но ему это, как говорил Фалес, неинтересно. Интересно думать, интересно спорить, интересно каждый день наново отвечать на главный вопрос философии: что значит быть человеком сегодня? Вот такие луганские мыслители и подтягивались по вечерам на заседания монтеневского общества. И уж как минимум один из монтеневцев, я это точно знаю, был и остаётся другом и соавтором Глеба Боброва — Константин Деревянко. Вот и весь мой вклад в копилку размышлений и воспоминаний к юбилею монтеневского общества.
http://oduvan.org/nashi-proekty/fmo/fmo-protuberanets-afinskoy-shkolyi-filosofii/
Tags: Евгений Гнатенко, Одуванчик, ФМО
Subscribe

  • Швейцария: надписи и сувениры

    Карамзин в 1789 году посетил швейцарский город Муртен, где каждый год 22 июня отмечают годовщину победы над бургундской армией в 1476 году: «Проехав…

  • Кого выбирают любители поспать

    Община в поздней республике находилась в страшном кризисе, который ощущался и в первые десятилетия империи. Община уже не играла прежней роли в жизни…

  • Духи как государственная измена

    Основой римской республиканской практики и морали была народная община. Община в Риме, как и всюду в античности, мыслилась как сообщество людей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments