Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Два пути воссоздания божественной личности: древняя Индия и христианство

В альманахе «Восток-Запад», выпуск третий, приводится великолепная статья В. С. Семенцова «Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты». Это без всяких постмодернистских игрищ настоящая философия культуры, научное открытие. Ее стоит прочитать всю, она занимает меньше 20 страниц (5 – 33). Отрывками из этой статьи я хочу поделиться в следующем посте. Здесь же вкратце по существу.

Автор пишет о способе передачи индийской культуры, который заключается в том, что ученик несколько лет живет в доме учителя, вступает с его семьей в такие отношения, которые позволяют сделать вывод о реальном его усыновлении, то есть ученичество равносильно сыновству, и путем применения разных психофизических практик ученик не только выучивает наизусть священные тексты, но и полностью воспроизводит в себе личность учителя. Конфликт отцов и детей в традиционном обществе невозможен по определению.

Личность учителя не является самоцелью передачи культуры, она воспроизводит личность божества. Ученик таким образом приобщается к высшему слою бытия, воплощает в себе личность Кришны, если речь идет о Бхагавадгите. Отсюда два возможных пути обретения этого богоподобия. Учиться у учителя, усваивая его личность, или обратиться напрямую к божеству. Первый путь опасен из-за неизбежных искажений в тракте передачи – через несколько поколений личность учителя уже будет значительно отличаться от личности божества. Второй путь опасен из-за того, что человеку трудно различать духов – можно воспроизвести в себе не Кришну, а какую-нибудь такую личность, что не возрадуешься.

В этом аспекте особо интересны слова Христа о том, что у христиан не должно быть никаких учителей, у них один учитель – Христос. В соответствии с духом Евангелия устанавливается непосредственная связь человека с Богом, трансляция идет прямо из источника.

Это замечание Семенцов делает к слову, а предметом его статьи является первый путь передачи мудрости, через ученичество и психофизические практики. Автор указывает, что соответствующие практики распространены не только в Индии, но существуют следы бытования тех же ритуалов в тем же идейным содержанием в других ареалах распространения индоевропейской культуры, в частности, в античной Греции.

Вот на этой параллели я хочу остановиться особо.
Tags: Индия, Семенцов, трансляция культуры, христианство
Subscribe

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…

  • Рассел о прагматистах

    В «Истории западной философии» Рассел рассказывает о прагматистах XIX века, к которым относятся Джеймс и Дьюи. О прагматистах я кое-что слышала, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments