Герои-подростки переживают свои подростковые драмы и конфликты, и тут авторы перестарались с психологизмом и психоанализом, на мой взгляд, но результат радует, те давние времена вспоминаются очень живо и узнаваемо. Есть мнение, что Синдзи – типичный неудачник и лишний человек. Я не согласна. Такие метания и ощущение ненужности и заброшенности на определённом этапе переживают многие, если не все. В14 лет это нормально, это не значит какой-то особой отверженности и неудачливости. Не надо заражаться настроением героя и переживать вместе с ним совершенно обычные этапы налаживания контакта с другими людьми как серию страшных катастроф и непоправимых ошибок. Более того, я думаю, что авторы хотели показать именно обычного человека, ничем не примечательного, и я позже скажу, почему.
В этом сериале есть узнаваемая цитата из «Кукловодов» Хайнлайна, не знаю, осознанная ли. У Хайнлайна герой не хочет становиться носителем инопланетянина и выполнять правительственное задание, тогда его командир и отец говорит:
- Хорошо, пойдёт доброволец.
Добровольцем оказывается девушка, которая нравится ГГ, и он, ругаясь и проклиная всех, кричит, что согласен.
В первой серии «Евангелиона» Синдзи привозят в НЕРВ и говорят, что он должен пилотировать Еву, которую он видит впервые в жизни, причем вот прямо сейчас, потому что Ангел уже вошёл в город. Синдзи кричит, что он не согласен, что он не справится, и командующий Икари, его отец, говорит:
- Хорошо, пойдёт Рэй.
- Но она же в реанимации!
- Но она же не умерла!
Рэй привозят на каталке, всю в бинтах и капельницах, после чего Синдзи соглашается сражаться.
Есть и ещё одна общая идея, уже гораздо важнее. Это касается самой главной концепции фильма и моих недавних попперовских чтений, так что я остановлюсь на этом подробнее в конце.
Со временем Синдзи узнаёт, что детям говорят не всю правду, что Второй удар был не внезапным вторжением, а рукотворной катастрофой, а именно: тогдашняя секретная организация “Seele” (душа, нем.) занималась проектом создания нового человека, Адама. Уже имя показывает, что это было столько же создание нового человека, как и воссоздание старого, первого человека. В один прекрасный момент Адам вышел из под контроля, и за несколько минут половина человечества была уничтожена. Сейчас Адам под контролем в неактивном состоянии и из него делают Ев, чтобы отражать атаки Ангелов, желающих воссоединиться с Адамом. Они летят и бегут именно туда, где находится НЕРВ и Евы, не просто так, им нужен Адам. Я признаться, сначала не могла понять, почему Ангелы не нападут на любое другое место земного шара, где никаких Ев нет, а дело было вот в чём. Переделка человека здесь выступает как часть плана по изменению мира, как необходимый элемент рукотворного конца света.
Альтернативная версия концовки просто великолепна, потрясает воображение. Завершается эта история тем, что Адам в виде Рэй всё же выходит на свободу (следуя плану Зееле, как я поняла), и тут случается самое интересное. Рэй воссоединяет всё человечество за считанные минуты. Все люди состоят из одного материала, сущность их одна, та же, что у Рэй, потому они мгновенно сливаются с ней в одно существо, которое горами движет и для которого планета лишь мячик. Мёртвые воскресли и встретились с живыми, потому что они все теперь одно (я никогда не забуду, как погибшая Рицуко с улыбкой подошла к своей помощнице). Все люди соединяются вместе в новом организме, в то же время воссоздавая старое, прежнее состояние единого человечества. Спокойная Рэй, величаво встающая над облаками и над планетой, это символ закрытого общества, воплощённый кошмар нашего теоретика демократии. Хайнлайн сделал то же самое гораздо прямолинейнее и грубее, у него пришельцы как целое порабощают человечество и используют людей как вещи, выбрасывая по мере износа, то есть чувство общности есть в сущности маскировка реального положения дел и внушается подвластным для их порабощения, в «Евангелионе» же воссоединение людей есть возвращение каждого к собственной сути, люди не вещи, а части единого живого организма, и они неиллюзорно счастливы.
Решает судьбу всего человечества Синдзи, обычный подросток. По-моему, тут важно, что он не особенный, а самый обыкновенный. Каждый человек принимает решения, и от его решений зависит вся Вселенная. И в первой концовке, скромной, и в дублирующей, масштабной, речь идёт об одном и том же: стоит ли эта жизнь того, чтобы жить. Неограниченная ничем и никем свобода приводит к исчезновению личности, человек осознаёт себя через ограничения другими. Вначале Синдзи в отчаянии говорит, что никто его не любит и все обижают, а раз так, пусть их не будет, я не хочу никого видеть. Это одно и то же решение, которое в одном случае означает самоубийство, а в другом гибель человечества. Оруэлл писал о Свифте, что тот разнёс всё вдребезги единственным способом, возможным до изобретения атомной бомбы, – сошёл с ума. Синдзи тоже уничтожает всё человечество, просто признавая, что его жизнь не стоит того, чтобы её прожить. Начинаешь понимать, почему самоубийц не любят и считают это преступлением. Тут показано, что по намерениям это действительно преступление, и обращается на самого преступника только потому, что у него не оказалось под рукой атомной бомбы или всемогущей Рэй.
К моей радости Синдзи в конце концов проходит своё испытание и понимает, чувствует, что несмотря на все раны и обиды, которые неизбежны, нужно вернуться, пусть они все останутся, даже если не будут меня любить. Рэй спокойно говорит: «Хорошо», так же, как спокойно отвечала «Хорошо» на приказ пилотировать Еву, рискуя своей жизнью, и индивидуальное отделяется от целого, долгожданный союз человечества распадается, а Синдзи остаётся. В этот момент он уже взрослый. Эпоха катастроф окончена, жизнь начинается.
Для меня самыми приятными в сериале были те серии между катастрофами, в которых царил просто физически ощутимый мир и покой. Это когда Синдзи и Асука жили у капитана Кацураги, безбашенной и прекрасной Мисато, ссорились за ванную, спешили в школу по утрам, потом Асука валялась на полу перед телевизором, листая журналы, жуя вкусняшки, а Синдзи сидел тут же за столом, делая уроки… Это было чудесно. Это было как поезд в «Унесённых призраками».
Один из лучших сериалов, рекомендую. Лучший всё равно "Триган", про Ваша Паникёра. Там есть свобода. Там показана не поразительная способность человека сохранить себя живым и в здравом рассудке при угнетении и катастрофах, а нормальная жизнь нормальных людей. И его рекомендую ещё раз.