Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Долгожданный пост про аниме-сериал «Евангелион»

За 15 лет до показанных событий человечество пережило страшную катастрофу, Второй удар, нападение Второго Ангела. В результате катастрофы погибла половина населения Земли, остальные, собрав последние ресурсы, создали под эгидой ООН организацию НЕРВ, которая должна найти способ противостоять всегда возможному следующему нападению. 15 лет лучшие учёные человечества работали не покладая рук и не смыкая глаз, и создали рукотворного Ангела, Еву. Ева так же сильна, как и Ангел, но ею можно управлять. Пилотировать Еву может только ребёнок до 14 лет. К моменту следующей атаки у НЕРВ были Ева-0, экспериментальный образец, и Ева-1, улучшенный вариант. Еву-0 пилотировала поразительная и невозмутимая Аянами Рэй, пилотом Евы-1 стал Икари Синдзи, главный герой сериала. Позже из Германии доставили Еву-2, настоящий боевой вариант, и в НЕРВ появилась великолепная Асука Лэнгли, девушка с говорящей фамилией и знанием немецкого, чем меня очень порадовала. Приключения этих троих и длятся 26 серий, радуя зрителей.

Герои-подростки переживают свои подростковые драмы и конфликты, и тут авторы перестарались с психологизмом и психоанализом, на мой взгляд, но результат радует, те давние времена вспоминаются очень живо и узнаваемо. Есть мнение, что Синдзи – типичный неудачник и лишний человек. Я не согласна. Такие метания и ощущение ненужности и заброшенности на определённом этапе переживают многие, если не все. В14 лет это нормально, это не значит какой-то особой отверженности и неудачливости. Не надо заражаться настроением героя и переживать вместе с ним совершенно обычные этапы налаживания контакта с другими людьми как серию страшных катастроф и непоправимых ошибок. Более того, я думаю, что авторы хотели показать именно обычного человека, ничем не примечательного, и я позже скажу, почему.

В этом сериале есть узнаваемая цитата из «Кукловодов» Хайнлайна, не знаю, осознанная ли. У Хайнлайна герой не хочет становиться носителем инопланетянина и выполнять правительственное задание, тогда его командир и отец говорит:
- Хорошо, пойдёт доброволец.
Добровольцем оказывается девушка, которая нравится ГГ, и он, ругаясь и проклиная всех, кричит, что согласен.
В первой серии «Евангелиона» Синдзи привозят в НЕРВ и говорят, что он должен пилотировать Еву, которую он видит впервые в жизни, причем вот прямо сейчас, потому что Ангел уже вошёл в город. Синдзи кричит, что он не согласен, что он не справится, и командующий Икари, его отец, говорит:
- Хорошо, пойдёт Рэй.
- Но она же в реанимации!
- Но она же не умерла!
Рэй привозят на каталке, всю в бинтах и капельницах, после чего Синдзи соглашается сражаться.

Есть и ещё одна общая идея, уже гораздо важнее. Это касается самой главной концепции фильма и моих недавних попперовских чтений, так что я остановлюсь на этом подробнее в конце.  

Со временем Синдзи узнаёт, что детям говорят не всю правду, что Второй удар был не внезапным вторжением, а рукотворной катастрофой, а именно: тогдашняя секретная организация “Seele” (душа, нем.) занималась проектом создания нового человека, Адама. Уже имя показывает, что это было столько же создание нового человека, как и воссоздание старого, первого человека. В один прекрасный момент Адам вышел из под контроля, и за несколько минут половина человечества была уничтожена. Сейчас Адам под контролем в неактивном состоянии и из него делают Ев, чтобы отражать атаки Ангелов, желающих воссоединиться с Адамом. Они летят и бегут именно туда, где находится НЕРВ и Евы, не просто так, им нужен Адам. Я признаться, сначала не могла понять, почему Ангелы не нападут на любое другое место земного шара, где никаких Ев нет, а дело было вот в чём. Переделка человека здесь выступает как часть плана по изменению мира, как необходимый элемент рукотворного конца света.

Альтернативная версия концовки просто великолепна, потрясает воображение. Завершается эта история тем, что Адам в виде Рэй всё же выходит на свободу (следуя плану Зееле, как я поняла), и тут случается самое интересное. Рэй воссоединяет всё человечество за считанные минуты. Все люди состоят из одного материала, сущность их одна, та же, что у Рэй, потому они мгновенно сливаются с ней в одно существо, которое горами движет и для которого планета лишь мячик. Мёртвые воскресли и встретились с живыми, потому что они все теперь одно (я никогда не забуду, как погибшая Рицуко с улыбкой подошла к своей помощнице). Все люди соединяются вместе в новом организме, в то же время воссоздавая старое, прежнее состояние единого человечества. Спокойная Рэй, величаво встающая над облаками и над планетой, это символ закрытого общества, воплощённый кошмар нашего теоретика демократии. Хайнлайн сделал то же самое гораздо прямолинейнее и грубее, у него пришельцы как целое порабощают человечество и используют людей как вещи, выбрасывая по мере износа, то есть чувство общности есть в сущности маскировка реального положения дел и внушается подвластным для их порабощения, в «Евангелионе» же воссоединение людей есть возвращение каждого к собственной сути, люди не вещи, а части единого живого организма, и они неиллюзорно счастливы.

Решает судьбу всего человечества Синдзи, обычный подросток. По-моему, тут важно, что он не особенный, а самый обыкновенный. Каждый человек принимает решения, и от его решений зависит вся Вселенная. И в первой концовке, скромной, и в дублирующей, масштабной, речь идёт об одном и том же: стоит ли эта жизнь того, чтобы жить. Неограниченная ничем и никем свобода приводит к исчезновению личности, человек осознаёт себя через ограничения другими. Вначале Синдзи в отчаянии говорит, что никто его не любит и все обижают, а раз так, пусть их не будет, я не хочу никого видеть. Это одно и то же решение, которое в одном случае означает самоубийство, а в другом гибель человечества. Оруэлл писал о Свифте, что тот разнёс всё вдребезги единственным способом, возможным до изобретения атомной бомбы, – сошёл с ума. Синдзи тоже уничтожает всё человечество, просто признавая, что его жизнь не стоит того, чтобы её прожить. Начинаешь понимать, почему самоубийц не любят и считают это преступлением. Тут показано, что по намерениям это действительно преступление, и обращается на самого преступника только потому, что у него не оказалось под рукой атомной бомбы или всемогущей Рэй.
К моей радости Синдзи в конце концов проходит своё испытание и понимает, чувствует, что несмотря на все раны и обиды, которые неизбежны, нужно вернуться, пусть они все останутся, даже если не будут меня любить. Рэй спокойно говорит: «Хорошо», так же, как спокойно отвечала «Хорошо» на приказ пилотировать Еву, рискуя своей жизнью, и индивидуальное отделяется от целого, долгожданный союз человечества распадается, а Синдзи остаётся. В этот момент он уже взрослый. Эпоха катастроф окончена, жизнь начинается.

Для меня самыми приятными в сериале были те серии между катастрофами, в которых царил просто физически ощутимый мир и покой. Это когда Синдзи и Асука жили у капитана Кацураги, безбашенной и прекрасной Мисато, ссорились за ванную, спешили в школу по утрам, потом Асука валялась на полу перед телевизором, листая журналы, жуя вкусняшки, а Синдзи сидел тут же за столом, делая уроки… Это было чудесно. Это было как поезд в «Унесённых призраками».

Один из лучших сериалов, рекомендую. Лучший всё равно "Триган", про Ваша Паникёра. Там есть свобода. Там показана не поразительная  способность человека сохранить себя  живым и в здравом рассудке  при угнетении и катастрофах, а нормальная жизнь нормальных людей.  И его рекомендую ещё раз. 
Tags: аниме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments