Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Комментарий Нины Ищенко об участии в конференции «Смысл бытия»: философия в Москве и Луганске

Смысл бытия – один из сложнейших философских вопросов, решению которого посвящен раздел философии онтология. Осмыслением философских возможностей современности в этой сфере занимались русские философы на международной конференции «Смысл бытия: теория и история». Конференция была организована 23-24 октября 2020 года Российским Государственным Гуманитарным Университетом, Платоновским исследовательским научным центром, Обществом историков русской философии им. В.В. Зеньковского и Платоновским философским обществом. В конференции участвовали ученые из России, Украины, Прибалтики. Луганскую Народную Республику и Академию Матусовского представляла я.

Конференция проходила на онлайн-платформе зум, которая уже освоена преподавателями в эру карантина. Работа велась в двух секциях. Я выступала во второй секции, которая работала под руководством Александра Бойцова, кандидата биологических наук, независимого исследователя из Санкт-Петербурга, а также Феликса Комарова, преподавателя Института культуры состояний из Одессы.

Предлагаю читателям вкратце ознакомиться с направлениями философской мысли и теми ответами, которые дают современные русские философы на вечный вопрос.

Кандидат философских наук Валентин Чередников из Санкт-Петербурга рассказал об объектно-ориентированной онтологии Юджина Такера. Юджин Такер, современный американский философ, автор бестселлера «Ужас философии», известен широкой аудитории как исследователь темы ужаса в современной массовой культуре, а также как человек, чьи идеи повлияли на создателя сериала «Настоящий детектив». Когда я работала над книгой «Локусы и фокусы современной литературы», то думала, что катарский дуализм в «Настоящем детективе» – самое худшее, что может проповедовать современная массовая культура. Но нет – есть еще Юджин Такер, строгий монист, для которого зло первично и порождает весь мир, как Единое неоплатоников. Симптоматично.

Тина До Египто из Москвы, магистр религиоведения, режиссёр- документалист, преподаватель международной киношколы, выступила с докладом об эссе Кьеркегора «Страх и трепет». На меня Кьеркегор не произвел того впечатления, какое он произвел на экзистенциалистов (равно как и Гёльдерлин не произвел того впечатления, которое он произвел на Хайдеггера), и для меня толкования Кьеркегора гораздо интересней, чем сами его тексты. Кьеркегор, как и Хайдеггер, один из тех авторов, для которых в основе человеческого бытия в мире лежит страх. Я уже писала о том, что построить метафизику не на страхе, а на другом чувстве, например, на радости, было бы очень интересно, но пока этого никто не сделал (Честертон в этом плане гениален, но он эссеист, а не систематик). Классический текст Кьеркегора «Страх и трепет» посвящен анализу ветхозаветного сюжета об Аврааме, новозаветная весть в этом эссе не упоминается. Увлеченность протестантов Ветхим Заветом закономерно на каком-то этапе приводит к страху и трепету, Кьеркегор это еще раз показал.

Геннадий Аляев из Полтавы, доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде, выступил с докладом о современных публикациях последних работ Семена Франка, включая ранее не опубликованные дневники и переписку. Перелистывая XXVIII Русский сборник исследований по истории России, я увидела знакомое имя автора статьи «Рукопись «Очерков философии культуры» П. Б. Струве и С. Л. Франка». Таким образом, работа над наследием русских религиозных философов ведется, и получены важные результаты.

Предметом доклада Геннадия Аляева стало очень интересное в философско-антропологическом плане событие: в последних предсмертных записях Франк, уже понимая, что умирает, фиксировал свою встречу со смертью, и писал, что его философские интуиции, найденные в течение жизни, наглядно подтвердились для него в этот час. Когда такой встречей проверяются взгляды философа, это всегда интересно, начиная с Зенона Элейского и до наших дней. Напомню, что Зенон Элейский не только придумал апорию про Ахилла и черепаху, но еще откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану, который требовал назвать имена заговорщиков против его тиранической власти. Как показал А. В. Лебедев, смерть философа в античности могла иметь значение только как иллюстрация его взглядов, а Зенон учил об иллюзорности мира становления и о неизменном вечном Едином. При таком подходе презрение к боли и стойкость в своих убеждениях естественны для философа. Франк же в свои последние дни, в 1950 году, прикоснулся к трансцендентно-имманентному непостижимому, о котором писал еще с дореволюционных времен.

Переходим к следующему докладчику. Руководитель секции Александр Бойцов представил работу «О философском Начале», выполненную совместно с Игорем Джаданом. В своем труде авторы развивают философию Платона, минуя неоплатонизм. Самая известная попытка такого рода сделана Мартином Хайдеггером, и тоже на тему бытия. Хайдеггер считал, что в ответе на вопрос о бытии была сделана коренная ошибка еще в античности, уже Платон пошел неверным путем, и цель Хайдеггера – переосмыслить историю философии как она могла бы идти, не будь Платона, то есть осуществить радикальный возврат к досократикам. Александр Бойцов и Игорь Джадан, составляя собственную философскую концепцию, пришли к выводу, что в их работе по осмыслению начала бытия появилась теория, которая является чисто платонической. Аристотель и неоплатоники отбрасываются авторами, и дается новое прочтение Платона, в горизонте его собственных идей, с ревизией постплатоновской философии античности. Адекватно представить такую работу в рамках одного доклада нелегко, однако авторам удалось привлечь внимание к своей идее и вызвать дискуссию.

Феликс Комаров рассказал о бытии в древних и современных учениях Адвайты. Мне это особенно интересно, поскольку я готовлю доклад о последнем романе Пелевина для Философского монтеневского общества, и хотя мое выступление было перенесено с октября на ноябрь, я надеюсь, что оно всё же состоится. А пока я еще раз уточнила для себя некоторые базовые понятия, и самое главное – еще лучше прояснила роль индивидуальности в индийской религиозной философии. Роль индивидуальности состоит в том, что никакой индивидуальности нет. Осознав эту истину, человек отбросит отвлекающие его чувства, мысли и поступки, и сможет слиться с вечностью. За это учение одни любят, а другие не любят индийскую философию. Я из вторых, что надеюсь понятно обосновать 18 ноября, во время своего доклада «Как победить Непобедимое Солнце».

На конференции «Смысл бытия: теория и история» я выступила с докладом об онтологической дифференции у Мартина Хайдеггера и Владимира Соловьева. Онтологическая дифференция – это различие между бытием и сущим. Сущее – это существующие вещи, включая человека. Попытка понять, что значит существовать, что такое бытие в отличие от вещей, является началом философии. Этот путь начался с Парменида, и не окончен до сих пор, чему свидетельство – состоявшаяся конференция. Хайдеггер и Соловьев считали онтологическую дифференцию главным принципом своей философии, однако понимали ее совершенно по-разному. Для Хайдеггера сущее отличается от бытия, и разница заключается в том, что бытие – это время. Для Соловьева сущее отличается от бытия, и разница заключается в том, что сущее – это Сущий, Бог, а бытие – это иное Сущего, то есть природа. Одни и те же философские термины определяют совершенно разные способы философствования, что мне всегда интересно.

Подводя итоги, можно сказать, что современные философы отошли от схоластического понимания бытия как общего свойства всех сущих вещей, и склоняются скорее к конструкциям в стиле неоплатонизма, где Бытие выступает как Единое, лежащее вне категорий, продуцирующее сущие вещи, включая человека, и создающее мир. Я благодарна технологиям, позволившим пообщаться с коллегами из разных городов на интересные темы, включая философию сознания. Философские зомби, как положено зомби, выскочили внезапно в конце обсуждения, и вызвали немалый ажиотаж, задержав всех участников у экранов еще на добрых полчаса.

К сожалению, я не смогла присутствовать на продолжении конференции в Москве, которое состоялось в РГГУ на следующий день, 24 октября, однако на сайте Платоновского философского общества обещают вскоре видео. Записи он-лайн докладов можно посмотреть после регистрации уже сейчас: https://platostudy.ru/smisl_bitia_2020

Нина Ищенко, кандидат философских наук, доцент кафедры музыкального искусства эстрады ЛГАКИ имени М. Матусовского

http://oduvan.org/подробности/kommentariy-ninyi-ishhenko-ob-uchastii-v-konferentsii-smyisl-byitiya-filosofiya-v-moskve-i-luganske/
Tags: Академия Матусовского, Луганск, Москва, Платоновского философское общество, РГГУ, философия
Subscribe

  • Женщины и суеверия

    Представление о том, что женщины более религиозны, чем мужчины, считалось общим местом в средиземноморской ойкумене. Вот что пишет географ Страбон:…

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments