Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:
Метаморфоза Фандорина

Советский и российский кинокритик Нея Зоркая (1924 – 2006) успела застать начало акунинского цикла о Фандорине и даже его экранизации – «Азазель» (2002), «Турецкий гамбит» (2005), «Статский советник» (2005).

Судя по ее отзывам о фильмах и книгах, Нея Зоркая была из тех, кто однозначно подпал под очарование русского Холмса и его автора. Я сама не из их числа, но популярность Фандорина – яркий феномен, который невозможно не заметить. Интересно, как дама со связями, демократическими взглядами и хорошим лицом объясняет причины этого феномена.

По мнению Зоркой, основная причина популярности Фандорина – инверсия советских штампов, которую реализовал в своих произведениях Акунин. В советское время персонажи были однозначно окрашены: революционер значит хороший, жандарм значит плохой. А в книгах о Фандорине жандармы – положительные герои, а революционеры – террористы и убийцы. В разрушении советских представлений видела критикесса и заслугу автора, и причину популярности героя.

Прошли годы. Теперь уже вряд ли кто-то из поклонников Фандорина поставит в заслугу писателю Чхартишвили позитивное изображение российских спецслужб и негативную оценку революционеров, борющихся против режима. Разрушение других советских и российских штампов, которое предпринял автор (например, в романе о Достоевском) оказалось далеко не столь успешным. И в отзыве Неи Зоркой можно увидеть другую эпоху – когда казалось, что разрушение имперских идеалов будет принято столь же восторженно, как и первая метаморфоза, проделанная Акуниным.

К счастью, коллективное сознание произвело отбор, и я рада, что мне не приходится есть этот кактус.
Tags: Акунин, Зоркая, Фандорин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments