Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Государство как цель и государство как средство

К вот этой лекции
http://polit.ru/lectures/2008/10/22/auzan.html
Почему-то "Прусская идея и социализм" Шпенглера есть только в виде аудио-книги. Может, кто найдёт и текст. Заявленый в заголовке вопрос Шпенглер рассматривает в этой работе и считает основным. В противостоянии англо-саксов и немцев должен решиться главный вопрос двадцатого столетия: будет ли торговля подчиняться государству или государство торговле. Немцы, естественно, не мыслят второго пути, а англичане первого. Именно в этой работе Шпенглер называет англо-саксонскую этику моралью пиратов и разбойников.
Аузан считает, что отношение государству как к цели или как к средству является очень важдым фактором, формирующим народное сознание:
Например, отношение к заключенным или беглым каторжникам. В России к ним через эпохи проходит сочувственное отношение. В США люди, узнав о побеге, брали винчестеры и шли искать беглеца. А в Сибири, еще в 19-м веке, для беглых оставляли молоко и хлеб на подоконниках, понимая, что человек, скорее всего, не виноват.

Отношение к доносу. Донос, который в Европе является способом отстаивания своих гражданских прав, в России морально запрещен. Арсений Рогинский пояснял: в ходе большого террора количество арестов по доносу никогда не превышало 6%, при том, что Сталин требовал от органов НКВД поднять уровень народной поддержки. Не сумели. Донос запрещен.

"Правовой нигилизм". Это не правовой нигилизм. Это саботаж тех норм, которые предлагает власть. Все это вместе создает картину, про которую Ходорковский сказал: «У нас любая власть превращается в оккупационный режим». Любая. Боязнь провокаторов, саботаж, сочувствие зэкам.


Интересно, почему у немцев понятие о государстве как о высшей ценности приводит к орднунгу, а у русских к саботажу (если это всё правда, а не очередные какие-нибудь мифы). Может, дело в том, что Германия стала единой в конце 19 века, а русское государство появилось на несколько столетий раньше? Аузан считает ключевым моментом Смуту, начало 17 века. Тогда Германию Шпенглера надо сравнивать с допетровской Россией, что ли?
Кроме Гумилёва никто не разберётся. :)
Tags: Шпенглер, философия
Subscribe

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Экспансию протестантизма обсудили в Луганске

    Александр Кондратьев В Русском центре библиотеки Горького 14 апреля 2021 года состоялось заседание Философского Монтеневского общества, на котором…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Экспансию протестантизма обсудили в Луганске

    Александр Кондратьев В Русском центре библиотеки Горького 14 апреля 2021 года состоялось заседание Философского Монтеневского общества, на котором…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…