Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Существовал ли Схария-жидовин?

Короткое описание современного состояния проблемы, которую можно назвать «Ересь жидовствующих и иудейский прозелитизм»

Ересь жидовствующих – интересное явление русской истории конца XV века. Среди самых значительных борцов против этой ереси были архиепископ новгородский Геннадий и преподобный Иосиф Волоцкий, и большая часть наших данных об этой истории опираются на их сведения.

Вот как ересь описывается в википедии: «Ересь жидовствующих (иначе Новгородско-московская ересь) — идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Как следует из названия ереси, предполагается, что в мировоззрении или религиозной практике адептов присутствовали элементы иудаизма. Возможно, включая непризнание божественной природы Иисуса Христа и отрицание связанных с этим догматов, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. В церковной среде традиционно считается, что распространение ереси было инициировано неким «жидовином Схарией» (Захарья Евреин, Захарья-Скарья Жидовин)». Схария – самая загадочная фигура в этой истории. Исторические, культурологические и религиозные причины, которые заставляют некоторых историков сомневаться в самом его существовании, я тезисно изложу ниже.

История ереси жидовствующих – один из самых сильных из имеющихся у историков аргументов того, что Русь была включена в общеевропейский процесс религиозной и культурной подготовки Реформации в начале XVI века: усиление роли Ветхого Завета в протестантском учении по сравнению с католическим является одной из типизирующих характеристик Реформации. Если в Западной Европе наличие еврейских общин и доступ к еврейской религиозной литературе является несомненным фактом, то для Руси ситуация совсем другая - здесь еврейские общины появились на несколько столетий позже, контакты с иностранцами были затруднены, переводов иудейской литературы в данный период не было, и на чём могла основываться ересь такого рода, понять нелегко. Общность истории с Западной Европой - идея привлекательная, но хотелось бы видеть конкретные механизмы.

Появление ереси жидовствующих ставит перед исследователями ряд проблем, одна из которых связана с иудейским прозелитизмом. Иудейский прозелитизм довольно известен в античности – супруга императора Нерона Поппея исповедовала иудаизм, будучи по рождению римлянкой, и этот сюжет использовал Сенкевич в романе «Куда идешь». Тем не менее за прошедшие полторы тысячи лет, к моменту распространения ереси жидовствующих, иудейский прозелитизм был в далеком прошлом и иудаизм сложился в том виде, в котором он существует и сейчас – религиозная принадлежность определяется строго фактом рождения от родителей евреев. Стать иудеем так же невозможно, как стать индусом, им нужно только родиться. Поэтому факт массового обращения русских в иудаизм в Новгороде в XV веке представляется весьма сомнительным.

Самой пререкаемой фигурой в этом ключе становится Схария-жидовин, который обратил в ересь первых новгородцев. Спектр мнений задается двумя крайними позициями: описание событий Геннадием близко к истине, Схария жил и действовал так, как сообщил новгородский архиепископ, или Схария – мифическая фигура, созданная на основе самосознания православных, для которых чистая ортодоксия вера сама по себе не может породить ереси, для этого нужно внешнее влияние.

В настоящее время в российский историографии сложились два течения, которые отражают эти две точки зрения. Хотя история противостояния уходит чуть ли не в XIX век, в настоящее время их можно связать с именами А. И. Алексеева и В. Я. Петрухина. Алексеев рассматривает историю ереси в в своей монографии «Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в. Стригольники и жидовствующие», М.: "Индрик", 2012. 560 с. В открытом доступе ее нет, так что позицию автора я восстанавливаю со слов его критика Петрухина. В целом Алексеев следует версии Геннадия.

Петрухин рассматривает проблему в широком историческом контексте в статье «Евреи в Средневековой Руси: парадоксы современного восприятия давней проблемы». Он указывает причины ошибочного представления о широком распространении еврейских общин в средневековой Руси и терпимости к ним православных. Также существует интересная версия о существовании славяноязычных евреев, «ханаанитов/кенаанитов, евреев, перенявших уже в хазарскую эпоху славянский язык, который и был поименован в еврейской традиции ханаанским (кенаанским) и распространился от Киева до Салоник, и от Праги до Итиля; этой гипотезе, возникшей еще в середине XIX в. (А.Я. Гаркави), был посвящен объемистый том [12. С. 9 и сл.].» Ссылка на «Кенааниты: евреи в средневековом славянском мире». The Knaanites: Jews in the Medieval Slavic World / Под ред. В. Москович, М. Членов, А. Торпусман. М.; Иерусалим, 2014. Jews and Slavs. Vol. 24. Поскольку версия это представляется также спорной, источник иудейских религиозных учений на Руси XV века по-прежнему остается под вопросом.

Появление иудея Схарии из-за западной границы, Литвы или Польши, остается возможным логически, однако этот вариант исследователь Печников М. В. считает не подкрепленным источниками. В его статье «Был ли «жидовин еретик» в свите кн. Михаила Олельковича в 1470–1471 гг.?» указывается, что Геннадий описывает события через 20 лет после того, как они произошли, а в предыдущих описаниях событий Геннадий указывал, что ересь появилась в самом Новгороде, а не занесена из Литвы. Новая версия литовского влияния высказан Геннадием в момент обострений русско-литовских отношений. В то же время Литве и Польше в указанный период усилился процесс ассимиляции и появилось очень много крещенных евреев. Визит такого крещенного иудея в Новгород довольно вероятен с учетом имеющихся источников, но в этом случае уже невероятен его иудейский прозелитизм.

Кроме того, Петурхин также указывает на несколько автохтонных русских сектантских течений типа субботников, которые придерживались иудейской обрядности, как она описана в Ветхом Завете, но с иудеями не контактировали.

В целом получается очень запутанная история, которая может восприниматься как настоящий шпионский детектив, созданный Ольгой Вальковой и размещенный на «Одуванчике»:
http://oduvan.org/chtivo/proza/syuzhet-dlya-shpionskogo-filma/
http://oduvan.org/chtivo/proza/syuzhet-dlya-shpionskogo-filma-2/
http://oduvan.org/chtivo/proza/syuzhet-dlya-shpionskogo-filma-3/
Tags: Алексеев, Ольга Валькова, Петрухин, ересь жидовствующих
Subscribe

  • О ПЦУ

    О недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины» http://www.patriarchia.ru/db/text/5510101.html

  • Вопрос по текущей повестке

    Тут недавно три знаменитости сетевые выступили. Дудь снял фильм про колымские лагеря, Жуков (друг Гоблина) опроверг фильм, а Шарий опроверг Жукова.…

  • Пожар в зарубежном соборе

    Точки столкновения очевидностей всегда познавательны, хоть могут быть при этом и печальны в личном плане. Когда столько людей, которых я ценю и к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments