Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Еременко А.М. История как событийность

Вот ссылка, но что-то самого текста я тут не найду. Может, кто сможет :)
http://lit.lib.ru/e/eremenko_a_m/indextitle.shtml
Очередная благодарность Лене zaslavskaja за книгу нашего луганского философа. Решила почитать вчера перед сном, было весело. Вникла наконец-то. Не до самой глубины, но своё мнение у меня появилось.

Во-первых, по жанру это не научная монография, а что-то вроде эссе, заметок, фантазий на тему. Эрудиция автора несомненна, историю в смысле историографии он знает гораздо лучше меня, а современных французских философов цитирует столько, сколько я и не упомню поименно, но заявленной философии истории в книге нет. Всё так пестро, что за деревьями не видно леса. Фразы вроде «Это были как бы «переломные точки» Пелопонесской войны» встречаются в каждом параграфе, то есть о строгой терминологии речь не идет, и это я ещё не упомянула глаголы событийствовать и истинствовать.

Гегель, опять-таки замечу, совершенно не освоен нашими научными работниками. Автор, не смущаясь, называет диалектикой эклектику и ссылается на Парменида, объясняя, почему не-сущего не существует, хотя именно на примере Парменида Гегель показал, что абстрактное бытие и ничто совпадают в своих определениях, и применять парменидовскую философему без множества оговорок никак нельзя, так что лучше и вообще её не применять.

Что такое событема, центральное понятие концепции, я, каюсь, не поняла. Столько лет уже я торможу на этом месте и отличия событемы от события не вижу, так что по этому пункту задавать мне вопросы бессмысленно. История есть чередование событем, развертывание их, что ли, реализация различных комбинаций. Смысл истории, по мнению автора, состоит в реализации всех возможных комбинаций событем.

Вообще, вычленить мнение автора в этом потоке цитат и толкований нелегко, но мне повезло наткнуться именно на эти несколько страниц. Итак, вышеприведенный вывод дополняется таким: история направляется либо естественно-научными законами, либо волей Провидения; в первом случае эти законы можно познать и в некоторой степени подчинить себе, во втором случае наши действия не безразличны Провидению, хоть оно и знает заранее, куда нас ведёт.

Алхимический рецепт из этой книги я, пожалуй, выложу завтра. Он сравнительно (сравнительно!) недлинный, но выразительный. Называется «Как сформулировать историческую концепцию». Название моё, соответствие названия содержанию смогут оценить все желающие.

Когда я дошла до главы о взаимоотношениях с истиной, начала зачитывать вслух целые страницы. Антитеза «я обладаю истиной» и «истина обладает мной» описана так, что невозможно оторваться! Вам не мерещатся эротические коннотации, они там есть на самом деле.

Очень живо и экспрессивно описаны великие Ордена Рыцарей Возможности и Рыцарей Действительности, которые движут историю. Соответствующие рыцари на протяжении веков группируются так: Помпей и Цезарь, Николай Первый и декабристы, Гёте и Гёльдерлин, то есть реалисты и мечтатели. Каким образом в мечтатели попал Цезарь (а хоть бы и Помпей) я тоже не могу понять, зато могу понять, откуда у Лены появилась идея, что все люди делятся на скучных людей порядка и весёлых людей хаоса, причем первым покровительствует Аполлон, а вторым Дионис. Надо ли говорить, что сердце автора отдано Возможности, великой дестабилизации, которую несправедливо упрекают в том, что она несет в мир небытие? Все уже и так догадались.

 Отличная демонстрация того, что эрудиция не всё может, и для меня в этом плане очень познавательно.  
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments