Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Героические панно и трогательные неразлучники в работах луганских мастеров

Героические панно и трогательные неразлучники в работах луганских мастеров

Известно, что искусство лаковой живописи родилось на Востоке в глубокой древности. В старых китайских манускриптах написано, что соком лакового дерева покрывались художественные изделия еще 2000 лет назад. Но мы не будем заглядывать так далеко в прошлое, а поглядим на лаковую живопись, представленную на выставке «Творчество как образ жизни». Выставка открылась в Луганском центре народного творчества 14 января.

Впрочем, лаковой живописью она не ограничивалась. На выставке были представлены картины, рушники, салфетки, выполненные в технике вышивки, а также авторские интерьерные игрушки.

Свои работы посетителям представили мастер народного клуба «Левша» Ольга Исаева (вышивка) и народные мастера филиала народного клуба «Левша» «Берегиня» (г. Первомайск) – супруги Владислава Боргулева (интерьерная игрушка) и Александр Грошенко (лаковая миниатюра).

Директор Луганского центра народного творчества, заслуженный работник культуры Украины Василий Яровой назвал выставку, открытую в первый день Нового года по старому стилю, «настоящим праздником». «Мне так приятно, что мастера смогли представить свои уникальные работы. Их уникальность в том, что они вложили в свои работы всю свою душу, сердце и мастерство», – сказал он, награждая авторов дипломами ЛЦНТ.

Ольга Исаева рассказала присутствующим, как она училась вышивке. Ее прекрасные работы «Алые паруса», «Маки», «Автопортрет» настраивали посетителей на романтическую волну. В то время как лаковая живопись Александра Грошенко изображала героические моменты истории русского народа.

Многосюжетное панно «Куликовская битва»

Презентуя свои работы, Александр Грошенко рассказал, что с 2002 по 2004 год он обучался у заслуженного мастера народного творчества Украины Татьяны Ктитаревой. Татьяна Ктитарева закончила художественное училище России (лаковая миниатюра Мстьори) в 1981 году. После этого целью ее жизни стало создания Центра художественного промысла лаковой миниатюры в Луганске.

С весны 2004 года Грошенко работает как профессиональный мастер миниатюрной живописи – пишет иконы, расписывает шкатулки и панно. Сейчас Александр преподает в Первомайской детской школе искусств. Я задала несколько вопросов мастеру.

– Самые значительные работы «Полтавская виктория» и «Куликовская битва» были сделаны на исторические темы. Чем обусловлен выбор этих тем? Что в них важно и интересно современному зрителю из ЛНР?

– Мне всегда была интересна история, в особенности, события прошлого нашей Родины – ее героические и трагические моменты. В этих произведениях отражены события, связанные с важнейшими сражениями в русской истории, в которых нашим предкам удавалось победить сильного и опытного врага. И в Куликовской, и в Полтавской битвах русский народ отстаивал свое право на самостоятельное существование. Думаю, именно этим и интересны подобные темы современному зрителю. Когда русский народ един – он непобедим.

– Сегодня посетители выставки впервые увидели многосюжетное панно «Куликовская битва». Расскажите о работе над этим произведением. Удалось ли воплотить замысел в полной мере?

– На данный момент панно «Куликовская битва» – мое самое масштабное произведение, работа над которым, начиная от замысла и до окончательного воплощения в материале, заняла больше трех лет. При его создании я изучал летописи и литературные произведения, посвященные Куликовской битве и Дмитрию Донскому. Хотелось отразить самые знаковые моменты этого исторического события, такие как, например, благословение Сергием Радонежским московского князя на битву с татарами и Поединок инока-воина Пересвета с Темир-мурзой. Думаю, что мне это удалось.

– В вашем творчестве присутствует украинская тема. Повлияла ли трактовку этой темы текущая война Украины с Донбассом?

– Для меня украинская культура была всегда яркой и самобытной частью великой русской культуры. Именно в таком качестве я ее воспринимал и раньше и сейчас.

– Ваши планы на будущее?

– Мечтаю в будущем написать еще одно масштабное панно на батальную тему, посвященное Бородинскому сражению в войне 1812 года. А сейчас я уже начал работу над декоративной тарелью, с сюжетом из нашей самой недавней истории и заканчиваю работу «Поход князя Игоря на половцев».

Неразлучники – вечный сюжет

Сражения, победы, походы – типично мужская тема. Дом, семья, детство, любовь – вот какие темы отражены в работах супруги Александры Грошенко – Владиславы Боргулевой. Она рассказала, что творчеством занимается давно, но уже около 10 лет любимым направлением у нее является авторская игрушка в технике «загрунтованный текстиль».

– Чем вас привлекает работа в этой технике? Какие она предоставляет возможности для творчества?

– Я кинестетик, мне нравится «трогать мир наощупь», в этой технике меня привлекает, во-первых создание образа с нуля, игрушки получаются смешными, с определенной энергетикой. Очень нравится момент, когда ты держишь в руках вначале плоскую игрушку, а потом уже в процессе придаешь ей объем с помощью нитки с иголкой путем различных нитяных перетяжек. Еще нравится, что игрушка сама подсказывает образ! Так, например, мыши «затребовали» себе он – корону, а она – фату! Как смеется моя сестричка – «как у тебя интересно!». Плюс, еще нравится использовать цвет, яркий, сочный, чтобы так в итоге получилось радостно, весело, или нежно—трогательно, в зависимости от задумки.

– У вас яркие, добрые и веселые работы и забавные персонажи. Вы их делаете в прифронтовом Первомайске, с трех сторон окруженном украинской армией. Где вы черпаете вдохновение?

– Ну, можно же видеть лужи, а можно и отражение звездного неба в этих лужах, наше мировосприятие зависит исключительно от нас самих. Это наш осознанный выбор – как мы принимаем действительность. Вдохновение черпаю из семьи, природы.

– Вы работаете с детьми, учите их творить, играть, учитесь ли вы чему-нибудь у них?

– У детей есть главная отличительная особенность, которую мы с возрастом утрачиваем – жить в моменте, – они не думают о прошлом, о будущем, они живут сегодняшним днем, и это прекрасно, а еще и они еще верят в сказки и чудеса ….

– В представленной выставке повторяется сюжет «неразлучники», почему вы его выбрали, чем он для вас важен?

– На идею о игрушках неразлучниках меня натолкнула традиционная обереговая кукла, которую дарили молодым на свадьбу. У неразлучников есть одна особенность – у них одна рука на двоих. В своих игрушках я этот момент немного переработала – у них туловища сшиты из одного куска ткани, и в это закладывается такой же самый смысл, как и в обереговой кукле. Он, она, семья, – вечный сюжет. Вообще, очень люблю традиционную славянскую обереговую куклу: Спиридон-Солнцеворот, Зерновушка, куклы-неразлучники – все это немножко магия…

– Ваши планы на будущее?

– В планах опять вернутся к работе с кожей, кожаным картинам и хочу опять быть в числе участников Московских кукольных выставок «Moscow Fair» и «Ладья».

– Вы оба с Сашей творческие личности, этот фактор помогает или напротив негативно сказывается на семейной жизни?

– Однозначно помогает! Мы оба понимаем, что это важно для другого.

Многоплановая получилась выставка в Луганском центре народного творчества, впрочем как и сама жизнь, в которой есть место и алым парусам, и подвигам, и детским игрушкам. А все желающие могут посетить выставку «Творчество как образ жизни» ежедневно до 3 февраля с 9:00 до 16:00 (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней). Вход свободный.

Елена Заславская для «Казачьего вестника»

http://oduvan.org/interesnosti/sdelano-v-donbasse/geroicheskie-panno-i-trogatelnyie-nerazluchniki-v-rabotah-luganskih-masterov/
Tags: Александр Грошенко, Елена Заславская, Луганск, лаковая миниатюра
Subscribe

  • Женщины и суеверия

    Представление о том, что женщины более религиозны, чем мужчины, считалось общим местом в средиземноморской ойкумене. Вот что пишет географ Страбон:…

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments