Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Царевна Лебедь и фея Мелюзина

В статье "Сказка о царе Салтане как христианская фэнтези" писательница Елена Хаецкая обосновывет мысль о том, что царевна Лебедь Пушкина - обработка образа феи Мелюзины европейских легенд.
Сюжет сказки Пушкин заимствовал, в Европе он прочно связан с Мелюзиной или Мелисандой, в которой слились и царевна Лебедь, и царевна-лягушка. Это змееподобная или рыбоподобная дева, без ног, но с хвостом, которая полюбила смертного и жила с ним при условии, что он не увидит её настоящего облика. Когда супруг нарушил условие, Мелюзина его бросила.
Самое интересное, что во Франции существовал род Лузиньянов, ведущий свое происхождение от Мелюзины - и они сами, и все вокруг считали, что их прапрабабка была та самая царевна-лягушка со змеиным хвостом. Лузиньяны участвовали в Крестовых походах, роднились с короля и и сами становились королями крестоносных королевств, и популярное имя у них в роду было Ги, то есть Гвидо, именно Гвидон.
О других интересных моментых пушкинской переработки сюжета можно почитать у Хаецкой, а я хочу проиллюстрировать этот очерк феей Мелюзиной работы Андрея и Анны Закорецких, преподавателей Академии Матусовского с их персональной выставки, которая сейчас проходит в стенах Академии:
Tags: Мелюзина, Пушкин, Хаецкая
Subscribe

  • Алгоритмизация счастья

    В книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу» был такой персонаж Магнус Федорович Редькин, который собирал определения счастья: «Однако…

  • Гностический миф у Набокова

    Не я одна его вижу: Давыдов С. С. Гностическая исповедь в романе "Приглашнеие на казнь"…

  • Катары как кельто-славяне

    Соловьёв приводит такую концепцию происхождения катарской ереси, которую я раньше не встречала. Он увязывает это манихейское учение с этнической…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments