Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Истоки и начала философской культуры. Атоян А.И., Луганск, 2002.

Я читала эту книгу, когда она вышла, в 2002 году (двойная благодарность Лене zaslavskaja за тогда и за сейчас), но с тех пор успела подзабыть, как ужасно она отредактирована. Скажу лишь, что словосочетание «может быть» всегда выделяется запятыми. Сбой ритма в фразах вроде «это, может быть, доказано» при длительном чтении действует на нервы физически, просто укачивает (особенно если читаешь в маршрутке). Конечно, при длительном чтении можно научиться выносить это за скобки и сказать что-то и по существу.



Что ж, трактовка событий традиционная, как во всех учебниках, по которым мы учились. Гуманизм, прогресс, научное познание суть высшие ценности и всё мерится этим мерилом.
Свойства явлений приписаны им внешним образом, а не вытекают из их сущности. В этом смысле стиль напоминает незабвенного Диогена Лаэртского и вашу покорную слугу в её худшие минуты (я знаю за собой слабость заменять рассуждение красивой цитатой, я эту слабость старательно преодолеваю, чтоб вы знали).

Я прочитала две самые интересные для меня главы, о средневековой схоластике и о гуманистах. http://ninaofterdingen.livejournal.com/78354.html

Вот пример рассуждений из главы десятой о философии Ренессанса:
Является ли человек высшей ценностью во Вселенной?
Если да, то это слишком смело, если нет, то автоматически возникает вопрос, что выше?

Если да, это слишком смело по отношению к чему, к кому или к Кому? В самом вопросе неявно содержится признание ценности, высшей чем человек, и дилемма выхолащивается в мнимую проблему. При этом я совершенно уверена, что автор такого эффекта не хотел.

Вообще глава о гуманистах понравилась мне меньше, чем я ожидала, на мой взгляд она несколько поверхностна и много внимания уделяется периферийным вопросам.
Например, автор помещает гуманизм вне контекста Ренессанса, и критикует понятия конфуцианского и христианского гуманизма, которые при этом получаются. Я, например, как человек необразованный, впервые встречаю понятие конфуцианского гуманизма именно в этой книге. Кто-то его ввёл и им пользуется? Если так, неплохо было бы назвать того, кто это сделал, иначе создаётся впечатление, что это понятие ввёл сам автор, чтобы тут же его и опровергнуть.
Культуре Ренессанса соответствует новый общественный строй – капитализм, но как раз при капитализме идеал гуманистов оказался не востребован, а востребован оказался деляга и купец. Это противоречие автор никак не объясняет, даже не указывает на него.
Контрреформация со вздохом трактуется как крах попытки поставить человека в центр мироздания вместе Бога. Хорошо бы, если так – доказательств этому нет, напротив, ужасающее распространение гуманистических взглядов на роль и ценность человека в мире скорей доказывает противоположный тезис.
Важнейший вопрос о значении движения гуманистов для современности раскрывается безо всяких неожиданностей: гуманисты показали идеал, к которому надо стремиться и которым, к сожалению, пренебрегли впоследствии.
Tags: Луганск, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments