Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Смена каналов коммуникации

Тантлевский напомнил, что "раннее римское право допускало процедуру, разрешающую невиновному нести наказание за преступника, признавшегося в совершенном им преступлении (Введение в Пятикнижие, с. 256).

Основания этого хорошо объясняет Фрезер (и много кто ещё): преступление совершается прежде всего против богов, которые могут обрушить свой гнев на всю общину; наказание - способ искупления, восстановление религиозной нормы, и богам неважно, кто из общины выполнит нужные действия. Таким образом, суд - это канал коммуникации людей с богами, а не людей друг с другом. Исчезновение архаичной нормы права происходит в процессе смещения точки зрения, смены канала коммуникации.

Схожий процесс имел место в России, в переломную эпоху XVII века. Переломная эпоха началась не при Петре Первом, а при батюшке его, Алексее Михайловиче. Самоописание эпохи как переломной, времени как динамичного, несущего глобальные, эпохальные изменения, возникновение того, чего раньше не было и быть не могло - всё это возникло при Тишайшем царе, и Пётр получил в наследство такое общество, которое уже было очень сильно сдвинуто с точки равновесия. При Алексее Михайловиче происходит принципиальное изменение отношения к писаному праву, совершается церковный раскол, появляется театр, происходит смена темы и выразительных средств в литературе и изобразительному искусстве. В этом ряду стоит и замена дотоле бытовавшего в церкви многогласия единогласием.

Многогласие - это чтение священных текстов в церкви несколькими чтецами одновременнно; каждый читает свою часть текста, и литургия проходит быстро. Единогласие - чтение одним чтецом. При единогласии время службы многократно увеличивается, зато при многогласия текст совершенно непонятен присутствующим. Старообрядцы ратовали за единогласие, и это один из показателей того, что старообрядчество было не возобновление старины, а её сочинением - ведь в старину как раз было распространено многогласия.

Как показывает Б.Успенский, многогласие подразумевает, что церковь - место коммуникации общины с Богом. Нужные тексты должны быть прочитаны во время литургии, и Господь не ограничен временной последовательность, как человек, Он слышит и понимает всё одновременно. Прихожане, слушатели здесь второстепенный момент. Служба должна совершаться, даже если никто из людей её не слышит. Единогласие, ориентация на слушателя-прихожанина, означает смену канала коммуникации. Воспитательная функция церкви выходит на первый план. Именно в это время в обиход входят проповеди, которые раньше не произносились, потому что Господу они совершенно не нужны, а при новом подходе, направленности на слушателя, становятся необходимы. В деятельности Петра завершились тенденции, которые пробивались в реальность не одно десятилетие, и внутри которых мы живём до сих пор.
Tags: Петр Первый, Тантлевский, Успенский, право, раскол, религия
Subscribe

  • Прошлое и настоящее религиозных идей обсудят в Луганске

    Философское монтеневское общество продолжает заниматься судьбой религиозных идей в современной культуре. В ближайшую среду, 14 апреля 2021 года, в…

  • Рассел о Бергсоне

    "Во всем вышеизложенном я в основном старался просто обрисовать взгляды Бергсона, не приводя тех доводов, которые он выдвигает, чтобы доказать…

  • Заседания ФМО в апреле. Важно!

    Заседания ФМО в апреле. Важно! Дорогие друзья, 7 апреля Философское монтеневское общество не собирается, доклада не будет! Ближайший доклад…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments