Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

О Гегеле, второе

Неубедительное заявление, что нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах является
основой философии сенсуализма. Неубедительно оно потому, что в чувствах, в опыте, нам даётся
так мало, что можно сказать, в чувствах нет ничего, и полагайся мы только на них, не
используя разум, такое было бы...


В самом деле, вот на столе стоит моя чашка, из которой я каждый день пью чай. Она красивая,
прозрачная, с голубыми цветочками. Я закрываю и открываю глаза - она по-прежнему стоит на
столе. Но дано ли мне в ощущениях, что это она, моя, та же самая чашка? Вовсе нет. Я могу
увидеть и почувствовать лишь, что эта чашка такая же точно, но что это именно она самая, я
уже домысливаю сама, перенося вовне свои представления, содержимое своей головы. Невидимые
духи или девушка за соседним столом могут каждый день или каждый час незаметно менять эту
чашку на другую такую же, и я не почувствую этого на ощупь, не увижу глазами, а могу лишь
догадаться, подумать об этом. Какой призрачный мир без опоры получается даже в простейшем
случае! Пусть и год назад, и месяц назад, и час назад это была моя чашка, но всеобщность и
истинность не даны в ощущениях, я не могу знать наверняка, что и в следующий раз это будет
она же. Я не могу полагаться на свои чувства, чтобы увериться в этом. Я полагаюсь на свои
умозаключения: я знаю заранее, что невидимых духов не существует, и что у моей сотрудницы
нет никаких причин менять мою чашку. Но надо ясно понимать, что это не всеобщий закон. Два
плюс два всегда равно четырём, но самотождественность моей чашки вытекает лишь из индукции,
перебора вариантов, а индукция не может быть истинной, пока она не полная, пока она не
завершена. Тысяча повторений одного результата не даёт никаких гарантий, что этот результат
повторится в тысячу первый раз, и в один прекрасный день чашка может действительно оказаться
не моей, а другой такой же, и в ней будет не чай, который я наливала минуту назад, а
непонятная жидкость со снотворным или ядом, и милая Анечка окажется не просто красивой
девушкой с хорошим знанием английского, а неизвестной правнучкой моего покойного прадеда,
преследующей меня по мотивам личной мести.

Все уже догадались, куда я клоню и кто послужит исллюстрацией этих моих критических
рассуждений. Конечно же это королева детектива Агата Кристи. В её романах одному и тому же
набору фактов всегда даётся несколько разных объяснений. Причем события уже произошли, все
участники их наблюдали и в них участвовали, получили, так сказать, в ощущениях, но ничуть не
приблизились к пониманию сути этих событий, ибо суть их может быть постигнута только
разумом. Отсюда и слабые, неубедительные психологически герои, и отсутствие заботы о стиле -
художественная достоверность есть лишь подсобный материал, цель всей конструкции не в этом.

Заметьте, что и Локк, и Агата Кристи, то есть и сенсуализм, и современный детектив родились
в Англии. И эта бесплодная философия, и её литературная иллюстрация появились у одного
народа и распространились по всему миру. По-моему, бешеная популярность Агаты Кристи в
начале прошлого века и процветание детективного жанра вплоть до наших дней вызваны в том
числе и стремлением людей к другой, лучшей философии. Потребность эта истинна, она не
иссякает, как её ни эксплуатируют, а её именно эксплуатируют и никогда не удовлетворяют.
Неудовлетворительность сенсуализма писательница показывает отлично, но остановка в
расуждениях искусственная, и читатели это если не осознают, то чувствуют. И сам следователь
может оказаться заинтересованным лицом, потому его версия не может по умолчанию считаться
истинной. Такой вариант есть уже у Агаты Кристи - убийцей оказывается помощник Пуаро, автор
записок, которые мы читаем. У Павича в одном романе убийца - читатель, помните "Пейзажи,
нарисованые чаем"?

Где же кончается эта дурная бесконечность, где остановиться? А где мы обычно останавливаемся? Мы верим писательнице, что всё было так, как она говорит, мы верим, что Пуаро не убивал, мы верим, что он умный и нашёл настоящего убийцу... Причины этой остановки иррациональны, во всяком случае, они лежат за пределами самого сенсуализма, они не даны нам эмпирически, то есть даже такое завершение детектива есть выход за пределы этой философии и даёт хотя бы иллюзию её преодоления.

А настоящее лекарство одно, и вы уже знаете какое. Гегеля, Гегеля надо читать! Отказ от
изучения его наследия есть не столько капитуляциия в интеллектуальном плане, сколько
добровольное принятие пожизненной скуки. Кто это выдержит и кому это нужно? Когда вам надоест нагромождение этих трупов и фактов, вспомните, что есть человек, способный вас понять:

Дурная бесконечность главным образом в форме прогресса количественного в бесконечном - этого постоянного перехода границы, который есть бессилие снять ее и постоянное возвращение в нее, - обычно считается чем-то возвышенным и некоторого рода служением Богу, равно как и в философии такой прогресс рассматривался как нечто последнее. Этот прогресс не раз служил поводом для триад, которыми восхищались как возвышенными произведениями. Но на самом деле эта модная возвышенность возвеличивает не самый предмет, который скорее ускользает, а только субъект, поглощающий в себя столь большие количества. Скудость этого остающегося субъективным восхождения по количественной лестнице сама себя обличает, признавая, что в своем тщетном труде оно не приближается к бесконечной цели, для достижения которой нужно, разумеется, взяться за дело совершенно иначе.

...Это описание помимо того, что оно дает сжатое и вместе с тем богатое изображение содержания возвышения, вызываемого количественным бесконечным прогрессом, заслуживает похвалы особенно за ту правдивость, с которой оно указывает, чем кончается это возвышение: мысль изнемогает, и в итоге - падение и головокружение. Приводит же мысль к изнеможению, вызывает ее падение и головокружение не что иное, как скука от повторения...

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/5777

Не скучайте.
Tags: Гегель, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments