?

Log in

No account? Create an account
Нина
June 29th, 2019
12:51 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Гностические идеи в советской фантастике
При перечитывании своих старых текстов рука сама тянется что-то править. Я реализовала это желание всем на радость.
Моя статья о гностиках, несколько улучшенная и дополненная, на сайте политконсервативной мысли "Русская идея":
https://politconservatism.ru/articles/gnosticheskie-idei-v-sovetskoj-fantastike

"В современном мире очень популярны произведения в жанре фантастически, в которых реализуются две характерные гностические идеи: иерархия миров и разделение людей на две категории, переход между которыми невозможен. Ярким примером такого произведения является литературная сага о Гарри Поттере, литературный первоисточник и экранизация которой совместно собрали огромную аудиторию. Маги и магглы в этом произведении не просто живут в разных мирах, но и отличаются врожденными свойствами, которые ставят магов на высшую ступень и позволяют им обращаться с магглами как существами низшего сорта: стирать им память, вслепую использовать в своих войнах.

Разделение людей на высшие и низшие расы составляет основу нацистской идеологии, с которой СССР столкнулся в военном противостоянии в 1941 – 1945 гг. Память о Великой Отечественной войне жива и в настоящее время, поэтому разделение людей на высшую расу и недочеловеков должно восприниматься как слишком одиозное в русской культуре. Как ни парадоксально, почва для распространения таких идей была частично подготовлена в советское время советской фантастикой, в которой реализуются те же самые гностические идеи об иерархии миров и людях высшей и низшей категории.

Принцип разделения людей на две категории с разным онтологическим статусом впервые был философски обоснован и системно применен ко всем явлениям космоса и социума гностиками, название которых происходит от греческого «гнозис» – знание. Гностики — эзотерическая секта, возникшая в Римской империи во II веке нашей эры. Главное для гностика – истинное знание о мире, а истинное знание о мире включает в себя учение о том, что не все люди являются людьми.

Гностики были реакцией умирающего античного мира на появление христианства. Гностическая философия явилась хорошей попыткой перехватить инициативу, использовать в своих целях новые и набирающие популярность христианские образы и идеи. Гностики хотели использовать христианскую оболочку для выражения собственных смыслов. Попытка не удалась, и после нескольких веков упорной борьбы гностики сошли со сцены. Возрождение античной культуры в эпоху Возрождения означало возрождение гностических идей, которые с тех пор составляют осознаваемый или нет горизонт западной культуры. Европейские влияния в разное время привели к проникновению гностического мировоззрения в Россию.

Чтобы лучше понять базовые гностические идеи, рассмотрим ближе античный гностицизм, наиболее творческий и сильный вплоть до XX – XXI века, когда появились версии гностицизма, имеющие больше сторонников, и соответственно ресурсов для самореализации..."

И далее на сайте

Tags: ,

(36 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lj_frank_bot
Date:June 29th, 2019 09:53 am (UTC)
(Link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
[User Picture]
From:stranikmegzvezd
Date:June 29th, 2019 10:34 am (UTC)
(Link)
"Философ, культуролог, публицист, литературный критик, блогер. Живет и работает в Луганске (ЛНР). Редактор сайта культуры «Одуванчик». Член СП ЛНР с 2018 года."

Стыдно, ей богу, стыдно. Во-первых гнозис - это идея о Тёмном Демиурге, который в отличии от библейского Бога либо злой, либо равнодушный. И, если уж иллюстрировать эту идею, то не по советской фантастике, а по западной в т.ч. современной, где гнозиса хоть отбавляй. Достаточно вспомнить знаменитую трилогию "Матрица", по сюжету которой мы узнаем, что люди порабощены машинами и живут в иллюзии исключительно затем, чтобы питать своей энергией тот самый мир иллюзии и вообще всё машинное хозяйство. А сотворил всё это хозяйство холодный, надменный, жестокий, циничный Архитектор. И борьба человека состоит в том, чтобы вырваться из этих иллюзий, а там либо победить Думиурга, либо, по крайней мере, получить возможность диктовать ему свои условия.

И вот такого в западной фантастике просто до кучи! Есть даже варианты, где сам Демиург становится пленником своих же пороков, которые обретают своего рода независимую волю, превращаясь в равнодущный и обязательно циклический механизм, чья суть угрожает как Демиургу, так и людям. И там, и там человек сражается с высшим разумом, чтобы стать равным или даже превзойти. Потому что, как я уже сказал, высший разум жесток и беспринципен, а человек способен любить и эта любовь становится необоримой силой, способной изменить всё. Думаю, мне не нужно пояснять насколько эта идея богоборческая.

Что до Стругацких, то это вообще... Во-первых Прогрессоры скрываются, чтобы наблюдать за иной культурой и направлять эту культуру к лучшему аккуратными, просчитанными воздействиями. То есть здесь у нас принцип невмешательства во имя сохранения самостоятельности примитивных народов. А вот персонажи Ивана Ефремова наоборот шибко гордились собой и поэтому вмешивались не таясь безо всякого зазрения совести.

"Волны гасят ветер" - это не идея высшей расы, а фантазия об э-во-лю-ции. Гнозис вещает о том, что Демиург создал человека, который оказался лучше, чем он сам. Христиаство говорит, что человек утратил совершенство и поэтому должен работать над собой, чтобы вернуться к Богу, а атеизм говорит о том, что нет предела совершенству, то есть современное человечество и мир Полудня - это всего лишь ступень, которая неизбежно появится, потому что иначе и быть не может.
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 29th, 2019 11:29 am (UTC)
(Link)
Во-первых Прогрессоры скрываются, чтобы наблюдать за иной культурой и направлять эту культуру к лучшему аккуратными, просчитанными воздействиями.

А кто им сказал, что то направление, в котором они меняют историю, лучшее? Сами решили?

То есть здесь у нас принцип невмешательства во имя сохранения самостоятельности примитивных народов.

Изменения истории как невмешательство - это что-то новое!

"Волны гасят ветер" - это не идея высшей расы, а фантазия об э-во-лю-ции.

Эволюция? Это про разделение человечества на две принципиально неравные части, при том одной их них становится глубокого насрать на другую. Хорошая эволюция: вы отбросы, ваша история закончилась.
[User Picture]
From:stranikmegzvezd
Date:June 29th, 2019 12:21 pm (UTC)
(Link)
"Изменения истории как невмешательство"

Насколько я помню, основным приоритетом было всё-таки невмешательство. В романе "Трудно быть богом" главный герой буквально на месте усидеть не может, потому что природное благородство толкает его на помощь культурному упадку, а коллеги ка-те-го-ри-чес-ки запрещают. В конце концов, он всё-таки вмешивается, толкает инопланетную историю с места, а люди экстренно забирают его с собой, чтобы больше он никогда и ни за что к прогрессорству не возвращался. И потом принцип невмешательства остаётся, а какое-либо воздействие должно пройти сто тысяч утверждений и расчётом прежде, чем... Сравните с упомянутым мной Иваном Ефремовым, который вроде бы как атеист, но создал почти что секту почитателей Эроса, противостоявшего Инферно. И вот в "Час быка" доблестные коммунисты обнаружили планету, на которой обитали когда-то давно улетевшие с Земли люди. Да, те люди жили совсем не счастливой жизнью, но астронавты об этом особо и не думали. Вот разумные существа, да ещё наша родня, им плохо, значит, мы обязаны причинить им добро.

"Эволюция? Это про разделение человечества на две принципиально неравные части"

По идеям того же нацизма высшая раса должна либо истребить низшую расу, либо поставить её на колени во имя услужения, потому что ни на что иное низшие не способны. У Стругацких ни о каком подчинении или тем более истреблении и речи не мдёт. Просто ход времени неумолим и поэтому среди самых обычных людей рождаются люди с бОльшими возможностями, которые в силу огромных отличий от обыкновенных людей попросту неспособны жить среди нас. И они уходят. Уходят жить своей жизнью. И всё противостояние происходит от того, что человечество пытается предотвратить переход человечества в новую фазу.

Для интереса сравните это дело с "Конец детства" Артура Кларка. Основной идеей романа был не столько даже эволюционный переход человечества, сколько шпилька в адрес верующих. Потому что Кларк - атеист, а в романе он взял, да перевернул с ног на голову знаменитый "Апокалипсис от Иоанна". В один из дней на Землю являются пришельцы, некие попечители. Они скрывают свой облик, но заявляют об исключительно благих намерениях. Вскоре они умудряются установить мир в нашем мире и сотворить утопию. Всё сопротивление было подавлено нескончаемым потоком всевозможных вроде бы как даровых благ, которые попечители рассыпали направо и налево. Прошло время, человечество расслабилось в утопии и тут вдруг попечители забирают с собой всех детей, а взрослым объявляют, что с этого дня человечество кончилось. Мол, в том и суть была, чтобы создать поколение, которое будет способно к слиянию с высшим разумом, а оставшиеся люди будут уничтожены вместе с планетой, потому что попросту не нужны.

Edited at 2019-06-29 12:23 pm (UTC)
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 29th, 2019 03:02 pm (UTC)
(Link)
Насколько я помню, основным приоритетом было всё-таки невмешательство.

Но контора все равно называлась "Институт ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ истории".

В романе "Трудно быть богом" главный герой буквально на месте усидеть не может, потому что природное благородство толкает его на помощь культурному упадку, а коллеги ка-те-го-ри-чес-ки запрещают.

Вам не кажется, что от слов "природное благородство" воняет гностицизмом и советской демшизовой интеллигенцией? И он там не один такой идиот - он ведь кучу таких же сорвавшихся вспоминает. И эти ребята, судя по описанию, наломали достаточно дров. Что по-идее, должно было бы намекнуть руководству организации, что агентов-людей оттуда хорошо бы убрать.

В конце концов, он всё-таки вмешивается, толкает инопланетную историю с места, а люди экстренно забирают его с собой, чтобы больше он никогда и ни за что к прогрессорству не возвращался.

После того, как он там устроил небольшой армагедец.

И потом принцип невмешательства остаётся, а какое-либо воздействие должно пройти сто тысяч утверждений и расчётом прежде, чем...

Воздействие - все равно остается воздействием, как бы его не утверждали.

Сравните с упомянутым мной Иваном Ефремовым

А давайте сравним!

И вот в "Час быка" доблестные коммунисты обнаружили планету, на которой обитали когда-то давно улетевшие с Земли люди.

И сразу мы находим первое отличие - речь идет о людях с Земли.

Да, те люди жили совсем не счастливой жизнью, но астронавты об этом особо и не думали.

Они живут там в пресловутом гностическом аду - вот эта самая сортировка на гиликов, психиков и пневматиков - кжи, джи и партбюро с Чойо Чогасом. И биоректор для тех, кто не прошел тесты (а вы, надеюсь, помните, как они сработали на одном из членов экипажа "Тантры"). Ну и про общее состояние планеты забывать, я думаю, не стоит. Вновь прибывшие смогли сделать с ней тоже, что когда-то сделали их предки с Землей, только справились за меньшее время. Они смогли превратить цветущую планету в гадюшник. Почему бы им не помочь, учитывая, как глубокого они в этом завязли? Они разве чем-то отличаются от землян?

Вот разумные существа, да ещё наша родня, им плохо, значит, мы обязаны причинить им добро.

Ну так они реально загнали себя в тупик, и они черт возьми, строили звездолеты, пусть и не могут больше этого делать. У них не средневековье и не эпоха возрождения, и уж то, что прилетели черти откуда, тоже вроде бы знают. Уж, как минимум, они знают о прошлом Земли больше, чем сами земляне.

По идеям того же нацизма высшая раса должна либо истребить низшую расу, либо поставить её на колени во имя услужения, потому что ни на что иное низшие не способны.

Так высшие и низшие там в результате дарвиновской борьбы за существование определяются. Там же просто набор банальностей начала 20-го века, из мальтузианства, евгеники и дарвинизма, хоть и в крайне мутном виде. Ведь вся суть там в борьбе за расширение ареала обитания своего народа, а не просто в истреблении других. Пресловутые кровь и почва. Впрочем, это можно списать на довольно низкий уровень урбанизации Германии того периода. А уж сколько там борьбы за духовность.

У Стругацких ни о каком подчинении или тем более истреблении и речи не мдёт.

Судя по тому, насколько крутыми они описывают пресловутых люденов, никто не гарантирует, что кто-то из них не прихлопнет человечество, если оно случайно окажется на пути одной из его игр.

Просто ход времени неумолим и поэтому среди самых обычных людей рождаются люди с бОльшими возможностями, которые в силу огромных отличий от обыкновенных людей попросту неспособны жить среди нас.

Общество обычных людей для них невыносимо отвратительно. С этого, ну и с буквы ять, нацизм и начинается.

И всё противостояние происходит от того, что человечество пытается предотвратить переход человечества в новую фазу.

Ага, потому что человечество теперь людены, а не обычные люди.
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 29th, 2019 03:02 pm (UTC)
(Link)
Для интереса сравните это дело с "Конец детства" Артура Кларка.

Можно.

В один из дней на Землю являются пришельцы, некие попечители. Они скрывают свой облик, но заявляют об исключительно благих намерениях.

Ну они хотя бы открыто заявляются, в отличие от пресловутых странников. Открыто!

Вскоре они умудряются установить мир в нашем мире и сотворить утопию. Всё сопротивление было подавлено нескончаемым потоком всевозможных вроде бы как даровых благ, которые попечители рассыпали направо и налево.

Массовое, открытое вмешательство, а не какие-то тайные операции. Не то, что странники.

Прошло время, человечество расслабилось в утопии и тут вдруг попечители забирают с собой всех детей, а взрослым объявляют, что с этого дня человечество кончилось. Мол, в том и суть была, чтобы создать поколение, которое будет способно к слиянию с высшим разумом, а оставшиеся люди будут уничтожены вместе с планетой, потому что попросту не нужны.

И заметьте - всех детей, а не очень немногих избранных, как у Стругацких. И там все эти несчастные, осознавшие свою ущербность и тупиковость люди были оставлены в живых, хотя их могли бы и прибить, чтобы не мучались. Хотя они все равно от осознания этого вымрут, как в "Конце вечности" у Азимова.
[User Picture]
From:stranikmegzvezd
Date:June 29th, 2019 05:13 pm (UTC)
(Link)
"Ну они хотя бы открыто заявляются, в отличие от"

Во-первых относительно, именно относительно открытый там только контакт. В остальном сплошная ложь. Во-вторых чего это Вы от одного к другому скачете? Разговор был о прогрессорах, а Странники - это совсем другое дело шибко размытой природы. Собственно, Странники - это не есть фишка Стругацких (хотя, возможно, с нихз пошло, не уверен), потому что в огромной куче фантастических сюжетов фигурирует некая таинственная по самое не могу цивилизация, которая оставила свои следы тут и там. Этой же цивилизации как правило приписывается либо создание жизни на конкретной мёртвой планете, либо, по крайней мере, цивилизаторская работа по зарождению разума у неразумных или продвижению прогресса у примитивных. Цели и мотивы у всех авторов разные. Тот же Артур Кларк в "Космической одиссее" прописал по сути тех же Странников, которые послали множество монолитов, чтобы зародить разум в неразумных, а потом ждать, когда разумные дорастут, чтобы вступить в контакт.

"Массовое, открытое вмешательство, а не какие-то тайные операции."

Ну вообще-то как раз-таки тайная операция просто под прикрытием ложной благодати.

"И заметьте - всех детей, а не очень немногих избранных, как у Стругацких"

Потому что попечители Кларка снимали искусственно созданный урожай, а у Стругацких происходит именно что эволюция, которая по понятным причинам не работает сразу на всех. По сути Вы сейчас зря возмущаетесь. С позиции христианства или ислама никакой эволюции человека в нечто большее быть, естественно, может. Потому что бОльшим человек может стать лишь вернувшись к утраченному когда-то состоянию, вернувшись к Богу. С позиции науки человек вполне и запросто может эволюционировать, поэтому у Стругацких всё ОК и никакой высшей расы даже близко нет.
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 29th, 2019 07:25 pm (UTC)
(Link)
Во-первых относительно, именно относительно открытый там только контакт.

Ну там-то и его не было.

В остальном сплошная ложь.

Человеки просто забыли классику, Гомера.

Во-вторых чего это Вы от одного к другому скачете?

Ну для меня это всё логически связанные вещи, такой уж стиль мышления.

Разговор был о прогрессорах, а Странники - это совсем другое дело шибко размытой природы.

По-моему само явление прогрессорства сложно понять, не рассматривая его в более широком контексте мира, описанного в цикле произведений о мире Полудня. О существовании Странников знали очень давно, еще до первых межзвездных экспедиций и это не могло не повлиять на отношение людей и к другим инопланетным видам.

Собственно, Странники - это не есть фишка Стругацких (хотя, возможно, с нихз пошло, не уверен), потому что в огромной куче фантастических сюжетов фигурирует некая таинственная по самое не могу цивилизация, которая оставила свои следы тут и там.

Не было ли этого еще у Степлдона - это вопрос. Но у него было почти всё. Но вот у Стругацких - это вполне конкретная и определенная вещь. И их следы люди там заметили почти сразу, в историческом масштабе, как вышли в космос. А уж как добрались до других звезд - и тем более.

Цели и мотивы у всех авторов разные.

Вопрос в том, что у Стругацких незнание этих целей и мотивов служит довольно мощным пугалом для приличной части Комкона-2. Вспомним "Жука в муравейнике" - как поступили с их наследием тагоряне? Относится к ним и взаимодействовать с ними можно по-разному.

Ну вообще-то как раз-таки тайная операция просто под прикрытием ложной благодати.

Ну забыть про то, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке - это сильное упущение.
Настоящая благодать с неба была у Нивена в "Четвертой профессии". В рамках своего узкопрофессионального эгоизма я считаю это идеальным вариантом развития событий. Как выразился Гордон Фриман у Росса Скотта - "я буду ездить на Порше еще до конца года" - если все пойдет, именно так, как там. Любые ништяки взамен на одно - пусковую установку для звездолета. Чертежи в комплекте, клей и краски в комплект не входят, сами себе злобные буратины, если не умеете летать в космос. ИДЕАЛ! Сошествие ангелов с небес! Особенно сейчас. Ну это мои личные тараканы.

Стругацких происходит именно что эволюция, которая по понятным причинам не работает сразу на всех.

А я что-то не видел там для нее предпосылок. Мы имеем просто обретение рядом людей сверхспособностей божественного уровня в духе американских комиксов. Тем более, что за человеком что-то за последние несколько десятков тысяч лет подобного не водилось.

С позиции науки человек вполне и запросто может эволюционировать

С позиции науки в американских комиксах, как над этим опять же иронизировал Гордон Фриман, который знает почти всё.

поэтому у Стругацких всё ОК и никакой высшей расы даже близко нет.

По факту людены именно ей там и являются. Захотят уморить человечество - сделают это в момент. Остальные - живите с этим. И там четко сказано про две сильно неравные части. Очень сильно не равные. 432 людена против всего человечества на момент контакта? Не слишком ли они не равные? К тому же те же людены активно влияли на других людей, так что назвать их безразличными к судьбам человечества сложно. Появлению новых люденов они активно способствовали - и это не кларковские пришельцы из "Конца детства", хотя кто знает, при чем тут Странники.
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 29th, 2019 04:38 pm (UTC)
(Link)
Начнем с Кин-дза-дзы.

Путешествие между мирами возможно, для этого нужно иметь определенное знание, гнозис. В данном случае это координаты планеты.

Знание это включает в себя не только координаты планеты, но и транспортное средство - машинку перемещений или пепелац с гравицапой. Что толку от знаний координат планеты Плюк в тентуре в центре Москвы, раз вам не на чем туда лететь?

Заметьте, что на Землю в конце концов попадают те, кто изначально был с Земли, люди другой породы, плюканцы, на Землю не попали.

Ну и хорошо, что не попали. По-моему то, что они сделали с планетой Ханут, как и то, сколько стоит вернуть на этот Ханут воздух, как и сам он, явно говорят о том, что сделать это же с Землей для них не составит ни малейшей проблемы. Так что Альфа тут выполняет крайне полезную и необходимую функцию, несмотря на свою заносчивость и высокомерность. Плюкане запросто бы сожрали Землю, если бы могли туда попасть. Да и что там могло быть кроме возвращения главных героев домой? Владимир Николаевич и Гедеван Александрович должны были бы взяться за межпланетную революцию в духе романа "Аэлита"? К тому же плюкан они из горшков и из эцихов вытащили и обитатели Альфы им в этом мешать не стали.

Плюканцы — не ангелы, но их вредности какие-то детские – заполучить цветные штаны или ходить на всех плевать.

Так разве в этом они чем-то отличаются от наших сограждан теперь? СССР больше нет, так что цветовая дифференциация штанов стала в нашем мире единственной официальной идеологией. И плюкане прекрасно, хоть и в упрощенной форме, описали мотивацию людей, стремящихся к богатству и власти. Причем той власти, которую они собирались приобрести на своей бывшей родной планете, явно больше, чем та, которая есть сейчас у любого из земных политических и экономических лидеров. И они этой властью искушали типичных советских граждан - инженера и студента, которые от этого могущества отказались. Царство им оказалось не нужно.

Жители Альфы – другое дело. Альфа – царство серьезной недетской гордыни. Они знают, что они лучше всех, что они другой породы, они имеют право решать, кому жить, а кто будет кактусом, и ни на минуту не сомневаются в этом своем праве.

Их гордыня основана на том, что они могут не пусть звездолеты доброй половины вселенной дальше произвольно установленной границы и уж тем более могут превратить обитателей этой части вселенной в кактусы. И тем более они тем самым спасают нашу несчастную планету, на которой обитают такие прекрасные люди, как эти типичные жители СССР, от инопланетных вторжений обезьян с транклюкаторами, вроде жителей планеты Плюк. Только из-за них нас они до сих пор не поработили и не транклюировали. Они настолько же круче плюкан, насколько плюкане круче нас - они ведь могут читать мысли, многовенно перемещаться во времени и пространстве, обладают компактным сверхмощным оружием и не имеют никаких морально-нравственных тормозов.Чтобы они сделали с Землей? К тому же заметьте - не они считают себя в праве решать, что делать с плюканами - а дают это право землянам. Абрадокс ведь мог и не ставить их перед выбором, мог просто отправить их на Землю, а не дать возможность выбрать такой вариант развития событий, в котором оказываются спасены и Уэф с Би, и они сами возвращаются назад, так что считать их глубоко аморальными и погрязшими в гордыне нельзя. Поэтому финальный вывод насчет фильма:

Наивысший круг гностического рая оказывается самым последним кругом христианского ада.

выглядит сомнительным.
[User Picture]
From:stranikmegzvezd
Date:June 30th, 2019 03:43 am (UTC)
(Link)
К слову, если мне не изменяет память, подтекст "Кин - Дза - Дза" не в гнозисе, а в сатире над разложением чиновничьей системы и в позднем СССР.

"Чиновники они на другой планете живут, родной" (с) аплодисменты, ибо шедевр! :)
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 30th, 2019 06:55 am (UTC)
(Link)
К слову, если мне не изменяет память, подтекст "Кин - Дза - Дза" не в гнозисе, а в сатире над разложением чиновничьей системы и в позднем СССР.

Так можно было думать в момент выхода фильма, но не в 2019-м году. Вообще меня дико бесит чрезмерный идеализм обитателей СССР. Все эти анекдоты про "у маршала свой сны есть" , возмущение привилегиями партийных чиновников и т.п. На фоне современных злоупотреблений это выглядит просто смешно и самое забавное в том, что именно своим ярым возмущением советскими недостатками они вызвали к жизни текущий постапоклиптический пейзаж. Не зря же Ельцин на троллейбусе катался.

"Чиновники они на другой планете живут, родной" (с) аплодисменты, ибо шедевр! :)

Только теперь они действительно там живут, потому фильм и не потерял актуальности. Да и вообще превратился в картину о моральном превосходстве советского человека над обладающими сверхтехнологиями жителями иных миров.
From:pahmutova
Date:June 30th, 2019 09:16 pm (UTC)
(Link)
Дайте я вас расцелую.
[User Picture]
From:omega_hyperon
Date:June 30th, 2019 08:20 am (UTC)
(Link)
Хорошо эту проблему описал С.О. Хохлов:
http://samlib.ru/h/hohlow_s_o/vjik1.shtml
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 30th, 2019 07:53 pm (UTC)

they lost their Revolution

(Link)
Пользователь dysto сослался на вашу запись в своей записи «they lost their Revolution» в контексте: [...] Любопытный текст [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:July 7th, 2019 08:29 am (UTC)

О важности внимания к заклепкам в анализе фантастичес

(Link)
Пользователь omega_hyperon сослался на вашу запись в своей записи «О важности внимания к заклепкам в анализе фантастических произведений» в контексте: [...] В связи с завязавшейся в комментариях к посту Гностические идеи в советской фантастике [...]
Сайт, посвященный культуре Луганска, ЛНР, России Powered by LiveJournal.com