Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Аура у Беньямина

Известный теоретик культуры Вальтер Беньямин в статье "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" (1936) дал общераспространенное ныне определение ауры, которую теряет тиражируемое произведение искусства.

Вопрос, который поставили перед теорией искусств фотография и кино, был следующий: чем же отличается оригинал от копии, которая может воспроизводить произведение миллионными тиражами, полностью сохраняя его цвет, форму и размер? Беньямин отвечает - аурой. Что же такое аура? В общераспространенной версии - это подлинность произведения, определяемая тем культурным контекстом, в котором оно было создано. Однако не только это.

Беньямин пишет, что первоначально любое искусство было религиозным или магическим. Предназначение предмета искусства было исключительно культовым. Статуя Венеры могла быть красивой или некрасивой, это не имело значения, она изображала богиню и стояла в храме именно в этом качестве. Далее, Беньямин пишет, что как предмет культа, произведение искусства создавалось как доступное не всем и не всегда - религиозные изображения показывали во время религиозных праздников, а некоторые из них видел только жрец раз в год во время какой-нибудь церемонии. Таким образом, недоступность предмета искусства для множества людей и его религиозное предназначение - субстанциальные и функциональные признаки предмета искусства, которые определяют, что это такое и зачем. Именно эту религиозную составляющую предмета искусства Беньямин называет аурой.

Когда в результате секуляризации культуры в Европе Нового времени религия стала вытесняться из разных сфер жизни, в том числе и из искусства, стала играть большую роль подлинность произведения. Подлинность - это модификация ауры в секулярном мире, где искусство не имеет религиозного значения. Фотография и кино убивают и этот остаток ауры - после религиозности исчезает и подлинность. Когда вы печатаете снимки с фотопленки, не имеет значения, какой из снимков подлинный. Воздействие искусства полностью меняет тот характер, который оно имело предыдущие тысячи лет. Это и есть культурный переворот двадцатого века, создавший мир, в котором мы живем.
Tags: Беньямин, аура, модерность
Subscribe

  • Еще один Лжедмитрий – Ивашка Вергунёнок

    «В начале 1646 года московские послы, стольник Телепнев и дьяк Кузовлев, живя в Кафе, узнали, что приехал в Кафу из Царя-града святогорского…

  • Гностический миф у Набокова

    Не я одна его вижу: Давыдов С. С. Гностическая исповедь в романе "Приглашнеие на казнь"…

  • Ещё один реализм

    Владимир Соловьев о связи языка, менталитета и философии. "Между понятиями действительности и реальности есть логически ясное, хотя эмпирически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments