Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Революция как староверческий реванш

Читая http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PYJIKOV_Aleksandr_Vladimirovich/_Pyjikov_A.V..html, основные идеи.

При обсуждении советского проекта в нашем узком кругу высказывалась мысль, что если это была реализация какой-то религии, то скорее протестантизма:
https://schwalbeman.livejournal.com/228749.html

Книга А. В. Пыжикова позволяет скорректировать версию: не протестантизма, а старообрядчества.

Европейская марксистская идеология привела в действие такие огромные силы только потому, что попала в резонанс и была приспособлена для выражения культурных, психологических и социальных навыков, которые уже сложились, устоялись и были достаточно сильны. Этот менталитет не возникал во время Революции и Гражданской войны под влиянием марксизма, а проявлялся, используя для самоописания и самореализации новую идеологию.

Черты сходства, которые обеспечили резонанс: общинность, деятельный труд на благо коллектива, стремление создать Царство Божие на земле, негативное отношение к частной собственности, ненависть к царю-антихристу, к никонианской церкви и её иерархии. Все эти специфические качества характеризуют не столько русский менталитет в целом, сколько этос старообрядцев-беспоповцев.

Автор приходит к выводу, что конфессиональный облик русского пролетариата был старообрядческим, и именно этими людьми пополнилась партия после Революции, когда расширяла свою социальную базу. Между пролетариями-крестьянами-старообрядцами и интеллигентами-западниками разворачивается основная борьба за власть в стране в 1920-30-е гг.

Анализируя с этой точки зрения литературу того времени, как известные произведения, так и уже забытые книги, автор показывает, что происхождение большевиков из старообрядческой среды хоть и не подчеркивается писателями, но указывается как само собой разумеющийся момент, а взаимоотношение со старообрядческой средой часто оказывается в центре сюжета. Писатели, которые родились в старообрядческих семьях или регионах (и которых я сама читала): Гладков, Фадеев, Фурманов, Пришвин.

"Известный роман А.А. Фадеева «Разгром» посвящен боевым будням партизанского отряда. У партизан, костяк которых составляют шахтеры, редкая «скверная побасенка» обходилась без попа и попадьи. Попавшему в отряд новичку они предлагают продемонстрировать умение стрелять, пальнув в никонианскую церквушку.3 Возглавляет всю эту публику Осип Левинсон. Естественно, он также не относится к почитателям церкви, но по тексту хорошо читается, что религиозное пренебрежение его подчиненных - не его заслуга. Да и вообще, для костяка отряда Левинсон не является большим авторитетом. Например, когда он пытается заставить бывшего шахтера по кличке Морозко сдать оружие, тот просто игнорирует его приказ. А свое неподчинение объясняет весьма симптоматично: мол, не для того мы все это затевали, чтобы ты у меня оружие назад требовал4. Фадеев дает понять: подобных людей вообще сложно заставить делать то, что им не по душе. Тем более, добавим мы, навязать ненависть к церкви, которую народ считает родной. В России это стало возможным только потому, что значительная часть коренного населения не приняла никонианство. Но официальная статистика этого никогда не касалась, а потому причины тотального разгрома РПЦ объясняют как угодно (тем же нашествием инородцев, надругавшихся над Россией), только не реальным положением дел."
3 Фадеев АЛ. Разгром. - М., 1980. С. 68,71.
4 Там же. С. 17.

Страница 262.

В общем, главная мысль понятна, историческая часть по ссылке.
Tags: Пыжиков, РПЦ, Революция, Россия, история, старообрядчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments