Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

О правомерности отождествления всех и всяческих интеллигенций

http://ninaofterdingen.livejournal.com/70978.html?thread=543042#t543042

Читая Густава Майринка "Белый доминиканец."

Стиль очень похож на гофмановский, как если бы любимый мой романтик преодолел наконец свою архаичную многословность и фразы стали чётче и проще, не утеряв ни капли возвышенного смысла и сияния души. (только в переводе Владимира Крюкова, а не в том, который делали для Азбуки-класски, что есть на Альдебаране)
Охотно верю, что Майринк оказал влияние на Булгакова. Каковы были творческие отношения Майринка и Гессе, не знаю, но сходство тем очевидное, только разработка несколько разнится. Всё есть - и мудрость с Востока, и тайные магические практики, и разумеется, до боли знакомый образ Носителя Истинной Духовности и Неповторимой Индивидуальности, Который Возвышается Над Серыми Буднями, выписаный с любовью и знанием дела. Только если Гарри Галлер умилённо вздыхает: «Ах, какая прелестная цветущая азалия! Ах, как блестят чисто вымытые полы! Ах, как жаль, что я не могу дышать тёплым воздухом мещанского жилища, и только холодный воздух одиноких горных вершин не разрывает мне лёгкие!», то герой Майринка гораздо жёстче и прямолинейнее:


"- Я бы всё же поостерёгся предоставлять несмышленое дитя самому себе, ибо, по моему твердому убеждению, корабль без руля обречен и непременно потерпит крушение.
- Как будто его не терпит подавляющее большинство людей! – резко возразил барон. – Или это, по-вашему, не крушение – жизнь обычного, среднего человека, если на неё взглянуть с точки зрения жизненных принципов?! Давайте последовательно: тусклое детство, погребённая за окнами школы, унылая юность, убитая на то, чтобы прогрызть в граните науки ход, который принято высокопарно величать карьерой, далее диплом, ну, скажем, юриста, женитьба, - всё как у людей! – дети, чтобы было на кого излить свою благоприобретённую желчь, потом – всё как у людей опять же! – болезнь, и венцом всему торжественная кончина в кругу проливающих безутешные слёзы чад и домочадцев. Вы-то, надеюсь, не станете утверждать, что бессмертная душа ради этого создавала столь сложный аппарат, именуемый человеческим телом?!
- Страшно подумать, к чему мы придём, если все будут думать так, как вы! – вздохнул капеллан.
- К самому что ни на есть прекрасному и совершенному состоянию рода человеческого! Не было бы двух похожих друг на друга людей, каждый человек, уподобив себя кристаллу, шлифовал бы свою личность в свойственной лишь ему одному манере, разом бы исчезло окружающее нас серое однообразие и неисчислимые грани заиграли бы всеми цветами радуги: всяк бы и думал, и чувствовал не так, как другие, по-своему бы любил и по-своему ненавидел. Подобие, равенство, единообразие – вот в сём следовало бы искать козни Сатаны, заклятого врага всего необычного и оригинального."

Какие трансформации претерпел этот персонаж под пером Булгакова, Горина и Стругацких в нашей культуре (или, если угодно, цивилизации), думаю, не стоит напоминать.

Автор какой-то биографии Гессе удивлялся популярности своего героя среди хиппи. Казалось бы, Гессе, воплощенная культура, и люди, отвергающие культуру – что у них может быть общего. Сегодня утром, разливая чай к завтраку, я поняла, что. На самом то деле хиппи были не так против культуры, как против мещанства, а тут Гессе идеальный союзник. Я бы даже сказала, что их общая мишень – культура как покровительница и защитница мещанства, вот.
Если вспомнить честертоновское деление на людей, поэтов и умников
(http://www.geocities.com/allnesss/CHESTER27.html), то суть деятельности Гессе можно переформулировать так: долгое время культура создавалась людьми и поэтами именно для людей, Гессе утверждал понимание культуры как создания умников для умников, каковое нынче и торжествует. Какая первая мысль многим приходит в голову как ответ на ламентации о том, что люди перестали читать и литература скоро погибнет? А вот какая: половину любого народа в любое время составляло быдло, которое вообще читать не умеет, и литература не погибла, так что и теперь прорвёмся. Мы пишем не для них и никогда для них не писали.

В заключение напоминаю ещё раз: во всех этих текстах быдло, мещане и люди – синонимы; моральные, идеологические и религиозные нормы, господствующие в обществе – другое название их взглядов; протест против них – инварианта поведения; определение интеллигенции работает.
Tags: антисистемы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments