Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Голубиная книга

Из Топорова, Святость и святые в русской духовной культуре, том 2.

Авраамий Смоленский - единственный юродивый домонгольской Руси. Человек книжный и образованный. Преследовавшие и гнавшие его горожане ставили ему в вину, что он читает и почитает глубинные книги, а также учит народ по этим книгам. Это единственное упоминание таких книг во всей домонгольской литературе, и Топоров задается вопросом, что же там могло быть.

Дальше хочу проследить логику размышлений автора.

Глубинная книга созвучна Голубиной книге, песни о которой записаны в XIX веке. В песне Голубиной книге рассказывается, что Голубиная книга упала с неба, прочитать ее никто не может, некто читал ее раньше на небесах и рассказывает по памяти, что же там написано. Написано в Голубиной книге, как на земле сражались Правда и Кривда, Правда победила и ушла на небо к Христу, а Кривда осталась на земле и владеет всем миром. Таким образом, в Голубиной книге описан следующий комплекс идей: недоступное знание о мироустройстве, иерархическое строение космоса, дуализм, земля во власти злой силы. Этот комплекс идей явно гностический.

Обращаемся к античным гностикам - к первому известному нам гностику Василиду, которого великий Вл. Соловьев считал величашим философом всех времен и народов. Находим у Василида (в пересказе Иринея Лионского, разумеется, писания Василида не сохранились) примерно тот же самый комплекс идей, влкючая рассуждения о том, что Начало, он же Первый Ум, создавший мир, лежит в основании всех вещей, то есть в глубине. Отсюда можно сделать вывод, что глубинная книга - первоначальный вариант названия голубинная книга, которая говорит о первоначале мира, которое глубоко.

В песнях о Голубиной книге встречаем слова ум, разум, душа, знание, мудрость и много чего еще, что в целом дает нам весь гностический пантеон (Ум, Разум, Душа, Знание, Мудрость). Итак, родство с гностическими учениями представляется несомненным.

В глубине скрыта тайна, а тайна есть глубина. Рассмотрим еще один текст, излагающий гностическое учение о мироустройстве - катарскую Тайную книгу, написанную где-то в XI-XII веке. Это и гностицизм, и время жизни Авраамия Смоленского. Нельзя утверждать, что Авраамий читал именно эту книгу, но вполне возможно, что тут был общий источник, и читал Авраамий что-то похожее - влияние Болгарии на Русь, например, могло ведь и не ограничиваться христианской литературой и концепцией второго Царьграда, могли быть и устные пути передачи в первую очередь богомильского учения, которое процветало в Болгарии и сильно повлияло на катаров, а скорее всего и представляет собой само учение катаров.

Авраамий конечно облагородил гностическую теорию, и мы можем говорить о православном гнозисе в его исполнении, потому его и канонизировали в конце концов (не без сложностей - Авраамий долго оставался местночтимым святым).

Если эти выкладки верны, то они обогащают историю гнозиса, православия и русской культуры, проясняя многие идеи Голубиной книги и русского понимания святости, а также удревняя знакомство русских с дуалистическим мировоззрением.

Я упрощаю конечно, полностью здесь:
https://predanie.ru/toporov-vladimir-nikolaevich/book/111318-svyatost-i-svyatye-v-russkoy-duhovnoy-kulture-2/#toc6
Tags: Топоров, гностики
Subscribe

  • Культурные проблемы геополитики на ФМО

    Философское монтеневское общество приглашает всех желающих принять участие в обсуждении доклада «Евразийский путь – не шёлковый. Пролегомены к…

  • Экспансию протестантизма обсудили в Луганске

    Александр Кондратьев В Русском центре библиотеки Горького 14 апреля 2021 года состоялось заседание Философского Монтеневского общества, на котором…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments