Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Олег Вещий\Вольга Всеславьич

Читая о Киевской Руси, встречаешь иногда представление о том, что в первые века русской книжности, в домонгольской Руси христианские писатели старались принизить значение в русской истории Вещего Олега и потихоньку вели против него идейную борьбу. Кто-то с этим представлением полемизирует, кто-то принимает как данность, мне особо это не было нужно и я своего мнения не составляла. Случайно узнала, что идея эта в полном и разработанном виде формулируется в следующей статье:
Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв / В. Л. Комарович // Из истории русской культуры. Т. II; Кн. 1: Киевская и Московская Русь. Сост. А. Ф. Литвина, Б. А. Успенский. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – С. 8–29.
Почитать можно здесь:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/16_tom/Komarovich/Komarovich.pdf

В своей статье автор показывает, что во-первых культ рода в княжеской среде существовал. Фигура родоначальника в таком случае играет важнейшую роль, персонифицируя эту родовую целостность. Связь поколений осуществляется через имя - внукам даются имена дедов. Кроме того без всякой дополнительной родственной связи детям даются имена родоначальника. И тут автор замечает, что популярность в княжеской среде имени Рюрик не идет ни в какое сравнение с популярностью имени Олег.

У истоков русского княжеского рода стоят две фигуры, реально существовавшие, но в то же время очень мифологизированные - Олег и Ольга. Историчность княгини Ольги, которую принимали в Константинополе при дворе Константина Багрянородного, не вызывает сомнений, но в то же время её биография состоит из полупонятных уже архаичных сюжетных блоков, которые указывают на концентрацию каких-то очень древних и странных представлений именно в этой фигуре. Об Олеге же и говорить нечего: Олег явно связан с потусторонними силами, о чем свидетельствует его прозвище Вещий, вся его деятельность и необычная смерть. Игорь, которого Олег женил на Ольге, бледной тенью стоит между этими двумя яркими фигурами с одинаковыми именами, занимюащими в ранней русской истории такое значительное место. На роль родоначальника всего княжеского рода идеально подходит именно Олег.

Во-вторых, автор находит, что роль Олега в дошедших до нас памятниках древнерусской литературы затушёвывается и преуменьшается (примеры в статье). Борьба древнерусских книжников с языческим наследием в лице Олега могла быть даже активней, чем нам представляется, если учесть, что такая масштабная фигура не оставила никаких следов в фольклоре. И тут автор обращает самое пристальное внимание на популярного персонажа былинного цикла Вольгу Всеславьича.

Богатырь Вольга Всеславьич или Вольга Святославич считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.
Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей.
Отчество - Всеславич, Святославич - отсылает к славе, полноте и всеохватности славы, к её росту (имя Святослав в те времена давалось не тому, у кого святая слава, а тому, у кого слава растёт, потому что святость и рост, расширение, расцвет семантически связаны во всех индоевропейских языках). Поход на Царьград, к самой славной столице Ойкумены, как нельзя лучше реализует именно эту идею.
Имя Вольга похоже на имя Олега больше всех имён богатырей былинного цикла.
Кроме того, Вольга родился от змеи, а Олег умер от укуса змеи.

После Дюмезиля никому не надо объяснять, какой огромный смысловой пласт затрагивает битва со Змеем независимо от её исхода. Битва со Змеем это основной миф индоевропейских народов (кстати, по этому параметру Вольга сближается не только со сказочным Иваном Царевичем, но и с солнечным Аполлоном, который победил змея Пифона и кроме того прорицал в Дельфах: битва со змеем и вещий дар совмещаются в одном лице, что очень показательно - это моё замечание, а не автора статьи, за это отвечаю я).
После Проппа никому не надо объяснять, что Змей и его победитель родственники: Змей Горыныч заранее знает, что его убъёт богатырь Иван Царевич именно потому, что у них одна природа. Богатырь рождается волшебным образом, растёт не по дням, а по часам, в общем, явно обнаруживает свою связь с потусторонним миром, в котором действует и Змей Горыныч. Рождение от змеи в начале жизни и битва со змеем в конце жизни - естественная рамка жизни архаичного героя.

На каких основаниях с этим отождествлением некоторые спорят, я не уловила пока. Сама идея мне очень нравится.

Вольга Всеславьич - один из центральных персонажей романа “Илья” http://samlib.ru/w/walxkowa_o_w/iliya.shtml, который написала замечательная Ольга Эдельберта. Пользуюсь случаем ещё раз сказать - читайте!
Tags: Вольга, Киевская Русь, Эдельберта, былины
Subscribe

  • Собака Калин-царь. Собака!

    По поводу этой песни, на которую так рассердился Иван Васильевич, помещаю отрывок из книги Иванчика «Накануне колонизации»: «Достаточно близкую…

  • Иранские корни Киевской Руси

    Излагается по книге Топорова В.Н. "Святость и святые в русской духовной культуре", т. 1.…

  • Гениальная скаковая лошадь

    Топоров, В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси / В. Н. Топоров. – М.: Гнозис –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments