2. Испания
3. Персы
4. Критерии отличия межцивилизационных и внутрицивилизационных конфликтов
Что ещё?
Вопросы, на которые не даёт ответа ЦП в той его вариации, которую я развиваю.
1. Болгария православная, но не имперская. Болгария даже воевала с Византией. Имперская идентичность и религиозная отличаются. Религиозная не является основной и формирующей социокультурную динамику. Религиозная идентичность не является основной при формировании цивилизационной идентичности. Есть как минимум еще имперская и сочетание РИ+ ИИ в разных вариантах определяется чем? Какой-то идеей, более сильной, чем религия.
2. Такой ли капитализм в католической Испании, как в какой-нибудь протестантской стране? Я отвечаю, что такой (ну допустим, по структуре, организацонно, по месту в экономике), но по месту в культуре отличается. Целостный ансамбль индентичностей получается разный в католической и протестантской стране.
3. Персы сменили зороастризм на ислам, сохранив своё культурное своеобразие. Зороастрийская сущность их культуры исчезла полторы тысячи лет назад, а своеобразие осталось. Это еще раз подтверждает, что религиозная и цивилизационная идентичности 1) не тождественны; 2) не связаны; 3) могут сохраняться одно без другого (это меня очень запутывает, честно).
4. Мой тезис: Европа воевала с нами на уничтожение, это значит, что у нас не европейская идентичность, а идентичность, не совместимая с европейской.
Возражение: европейцы воюют друг с другом столь же ожесточённо, и нет никакой разницы в их поведении в России и в других европейских странах во время внутриевропейских войн. Из этого следует, что наша идентичность европейская.
Направление исследования: есть ли разница в поведении европейцев в Европе и в колониях? Проявлялась ли она во время их мировых войн? К какому типу относится их поведение в России?
Почему это так важно? Может ли это быть определяющим фактором? Есть люди, для которых европейцы свои и европейская культура - своя, сколько бы они ни убили здесь. Как определиться по отношению к этому явлению?