Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Против гностиков подробно

В учении гностиков последовательному платонику не нравятся следующие тезисы.

Неоплатоники насчитывают три божественные сущности, творящие мир: Первоначало, оно же Единое; Ум, он же Дух (на совести переводчиков); мировая Душа. Гностики насчитывают много больше, десятки, а то и сотни. Платоник считает это излишним, результатом простой безграмотности и некомпетентности. Нельзя же считать отдельнльными сущностями потенциальное и актуальное одного и то же! Отчего же? Некоторые не стесняются, и это бесит, это понятно.

Платоник, который любит "Тимея", не может согласиться с тем, что творящая сущность, какова бы она ни была, творит от слабости, а не от избытка сил, а гностики это очень любят - мир сотворён падшей мировой душой, или тщеславным нижним божеством, которое хочет сравниться с Первоначалом или Умом, но не может, и результат этих убогих попыток - наш мир.

Платоник не может допустить существования зла в космосе и в идеальном. Автор неоднократно с помощью разных умозаключений показывает, как учение гностиков приводит к тому, что мировая Душа или какая-то идеальная сущность склоняется ко злу, имеет злую природу, несовершенна, не причастна Благу, и считает, что на этом вопрос закрыт, ибо это очевидный абсурд.

Убеждённому платонику также не может нравиться гностическое презрение к миру. Вот тут признаю, я и сама должна была догадаться, но не догадалась. Для платоника наш мир это сфера действия идеального, это отражение высшего мира умопостигаемых сущностей, он хоть и в меньшей мере, но проникнут божественным, законы и красоты подлунного мира позволяют по подобию познать красоту и закономерность мира умопостигаемого, так что все эти инсинуации и высокомерное третирование в лучшем случае от непонимания и в любом случае уводят адепта с истинного пути.

Почему платонику так претит сотворённость мира во времени? У гностиков этих эонов полно, и чем они плохи, можно легко показать: если мир сотворён во времени, значит, было время, когда его не было, то есть Демиург (не гностический, а тимеевский) провёл какое-то время не творя, а потом начал творить, а это предполагает изменения в настроении, в волении, в действии, что несвойственно идеальной сущности - идеальное вечно и неизменно. Именно этим платоники объясняют вечность материи - та причина, которая её сотворила, действовала всегда и всегда одинаково, потому и причиной её можно назвать только в логическом смысле, не в хронологическом.

Итак, платоников в гностических учениях выбешивают в первую очередь те тезисы, которые утверждают, что зло присуще идеальному, а не являеются результатом неразвитости, недостаточной мудрости и так далее. Идеальное должно быть благим, и только, платоники - монисты.

С христианами неоплатоники расходятся по этому же вопросу - для них неприемлемо, что прародитель зла - идеальная сущность, да ещё один из высших ангелов, более других близкий к совершенству. Также для них неприемлемо творение мира во времени по заранее продуманному плану, а не истечение творческих сил безо всякого желания творящего, то есть творение по природе. Христиане признают творение по благодати, никак не по природе. Христиане не признают также переселения душ (аргументация в том числе у Августина, в его самом длинном сочинении), а неоплатоники тут почти индийскую теорию развивают, про возмездие и награду в следующей жизни. Возмездие и награду кому? Человек не помнит кем он был и что делал, он мучается или наслаждается ни за что, он сам не воспринимает справедливости! Платоникам довольно, что её воспринимает философ.

Изложено по трактату Плотина "Против гностиков".

В целом гораздое интересней, чем я боялась.
Tags: Плотин, гностики, неоплатоники, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments