Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

О нерелигиозном гуманизме. Последнее

В. Финогентов. О "гуманизме" великого инквизитора. http://razumru.ru/humanism/journal/57/finogentov.htm

"Здесь самое время поставить вопрос: является ли система убеждений гуманистической, если она ведёт к принижению человека и лишает его высших уровней бытия? Является ли гуманистической система убеждений, если она позволяет систематически обманывать людей? Причём, обманывать не в мелочах, не в частностях, а, в самом главном для них. Является ли гуманистической система убеждений, если она утверждает необходимость контроля людей во всех их жизненных проявлениях? Конечно, находятся авторы, которые и такую систему убеждений (а именно таково мировоззрение великого инквизитора) называют гуманистической. Некоторые из такого рода авторов были названы выше. Но, я уверен, что в данном случае речь может идти только о пародии на гуманизм.

В моём понимании гуманизм как мировоззрение нацелен на возвышение человека.Таковым является, в частности, и трагический гуманизм. А это возвышение, как уже отмечалось, осуществляется через различные формы приобщения человека к высшим, поистине человеческим ценностям, в частности, через приобщение его к истине, добру, свободе, красоте."

Таким образом истина, добро, свобода и красота ставятся выше человека, и мировоззрение уже не является гуманизмом, где в центре мироздания стоит человек. Зачем тогда этот фиговый листок, религия без религии?

Является ли система убеждений гуманистической, если она ведёт к принижению человека? Является, если человек низок. Главное в гуманизме - человек, а подтверждений человеческой низости в истории тьма. Ницше скажет, что утверждать обратное значит лгать, ради истины, честности и собственной безопасности нужно исходить из того, что человек низок. Это не пародия на гуманизм, это релятивизм гуманизма, то есть его зависимость от того, как мы определяем человека. А если в определении человека над реальностью этого мира поставить должное, мы сразу выходим в сферу религии, чего так хотелось избежать в трагическом гуманизме. Вопрос - зачем? Зачем идти наперекор логике, ради какой высшей ценности?

Tags: Финогентов, гуманизм
Subscribe

  • Медный всадник сходит с пьедестала

    Хотя официальная версия памятник Петру Первому утверждала стабильность, прочность и основательность царской власти, и публика того времени…

  • Невидимый медный всадник

    ​Памятник Петру Первому, установленный в 1782 году в Петербурге, был одним из самых известных и широко освещенных в литературе проектов того времени.…

  • Рубеж и столица. Конец и новое начало

    "Известно, что отношение главы православной церкви к трудам Симеона, а также его последователям было однозначно. Патриарх Иоаким, сторонник…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Медный всадник сходит с пьедестала

    Хотя официальная версия памятник Петру Первому утверждала стабильность, прочность и основательность царской власти, и публика того времени…

  • Невидимый медный всадник

    ​Памятник Петру Первому, установленный в 1782 году в Петербурге, был одним из самых известных и широко освещенных в литературе проектов того времени.…

  • Рубеж и столица. Конец и новое начало

    "Известно, что отношение главы православной церкви к трудам Симеона, а также его последователям было однозначно. Патриарх Иоаким, сторонник…