Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

О нерелигиозном гуманизме-3

В. Финогентов. О "гуманизме" великого инквизитора. http://razumru.ru/humanism/journal/57/finogentov.htm

"
Если признавать антропогенный характер высших ценностей, как это делает трагический гуманизм, то, конечно, им так же, как человеку и обществу, угрожает небытие. Но от этого, на мой взгляд, они не становятся менее ценными. Так, например, ценность красоты прекрасной вазы не уменьшается от того, что эта ваза рано или поздно разрушится. Ценность действий врача, спасающего жизнь человеку, и знаний, на которых эти действия основаны, не понижается от того, что этот человек когда-нибудь умрёт. Ценность любви человека к человеку не терпит ущерба от того, что когда-нибудь их жизнь закончится… Скорее наоборот, угроза небытия, хрупкость и смертность человека и творимой им культуры повышают их ценность, интенсифицируют у человека переживание их ценности и требуют от человека бережного отношения к ним. Прекрасен человек, созидающий ценности и, следовательно, себя в качестве человека, несмотря на угрозу и перспективу небытия! В этом суть трагического гуманизма." (В.Ф.)

Очень платонический пассаж. Весь о нетленных идеях, которым может служить в своей временной жизни сиюминутный человек. Трагический гуманизм возможен, если существуют эти идеи - идея прекрасной вазы, которая нетленна, несмотря на то, что ваза разлетится в пыль под сапогами бандита; идея прекрасного поступка врача, выполняющего врачебный долг, и так далее. Угроза небытия вовсе не требует от человека бережного отношения к сиюминутным вещам и явлениям, а указывает на их бессмысленность и незащищенность, енакиевский врач А.Чернов тому подтверждение.


Платонизм хоть и вечен в мире идей, в мире человеческом так же хрупок, как и всё человеческое. Общество может само перекрыть себе доступ в эти сферы. В европейском обществе Нового времени платонизм целенаправленно уничтожается, последовательно на теоретическом и практическом уровне заменяется на номинализм.

Трагический гуманизм базируется на таких достижениях христианского религиозного сознания, как уважение к человеку, признание ценности человеческой личности, освящение краткой жизни человека путем приобщения его к истине, добру и красоте. Указанные достижения как основа жизни общества не могут существовать сами по себе без религиозной основы.

В случае отдельного человека такое еще возможно - человек черпает смыслы и ценности из культуры, и если не задумываться о последних основаниях и жить идеями общества, а общество религиозное, можно усвоить эти идеи, ценности, практики и следовать им. Что-то будет потеряно, но не всё. До какого-то предела отдельный человек так может жить и обосновывать свою жизнь. Однако общество в целом длительное время так существовать не может. Общество должно обеспечить воспроизводство своих ценностей другими поколениями, а для этого нужно обязательно включить религию в число ретранслируемых ценностей, и к тому же правильно передать взаимосвязь религии и культуры, обеспечить работу духа в этом направлении.
Tags: Финогентов, гуманизм, платонизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments