Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Дмитрий Бирюков об иерархиях сущего

Я эту статью прочитала в платоновском сборнике под названием "Тема иерархии природного сущего у Григория Нисского, Дионисия Ареопагита и Григория Паламы и ее неоплатонические основания", но вот тут еще можно посмотреть фактически то же самое не в пдф:
http://esxatos.com/biryukov-ierarhii-suschego-v-patristicheskoy-mysli

Это отличная вещь, ради неё одной стоило читать оба тома (автор у меня в друзьях в жж http://birr.livejournal.com/, так что я эту статью открыла первым делом). Рекомендую, советую и настаиваю, для всех интересующихся философией и патристикой.

В статье очень хорошо расставляются по местам некоторые важные вещи, проясняется тема, что-то со щелчком становится на место, и всё время при чтении думаешь, что это же очевидно - так же очевидно, как параболические струи фонтана, то есть без Галилея и Ньютона никто их не видел.

Речь идет о трех парадигмах причастности, которые были сформированы в античной философии, но переосмыслялись и использовались также в патристике.

Первая - платоническая: "Я буду называть платонической парадигмой причастности такое понимание, согласно которому причаствующее по своей природе отлично от причаствуемого; в данном случае «по причастности» говорится в плане противопоставления тому, что «по бытию» или «по природе» (обладанию природой): например, отличное от Единого сущее причастно ему, а потому не есть оно само" ДБ

Вторая - аристотелевская: "Аристотелевской парадигмой причастности, противоположной платонической, я называю развиваемое Аристотелем понимание причастности, выражающее логическое отношение между родовидовыми предикабилиями различной степени общности: менее общее причастно к более общему, тогда как последнее не является причастным к первому (индивид причастен к виду и роду, вид — к роду, но не наоборот)20; таким образом, «по причастности», согласно этой аристотелевской парадигме, означает то же, что «по бытию» или «по природе» (поскольку в рамках этой парадигмы индивид по своей природе есть то, к какому виду и роду он относится [причаствует]" ДБ

Третья - неоплатоническая: "То, что ранее в греческой патристике выражалось через оппозицию «по бытию (по природе)» — «по причастности», в русле Ареопагитской философско-богословской линии стало передаваться посредством развитой Проклом и подхваченной автором Арео-пагитик понятийной триады непричаствуемое — причаствуемое — причаствующее (неоплатоническая парадигма причастности). Эта парадигма причастности включает в себя элементы платонической и аристотелевской парадигм: аристотелевская парадигма присутствует в плане отталкивания от нее, необходимого для введения аспекта непричаствуемого, в то время как платоническая парадигма проявляется в речи о причастном и причаствуемом.

Перенося эту триаду в христианскую богословскую мысль, Ареопагит различает в Божестве причаствуемое (μετεχόμενον) — Божественные исхождения и силы, и непричаствуемое (άμέθεκτος) — сверхсущностная Божественность Божества. Автор схолий к Ареопагитскому корпусу детализирует это так: тогда как причаствуемо Божество по Своим исхождениям и энергиям, непричаствуем Бог по сущности"

И дальше великолепная судьба последней теории в Ромейской империи.
Tags: Аристотель, Византия, Платон, неоплатоники, патристика, причастность, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments