Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Линор и революция

Джузеппе Мадзини - страшный человек. Несколько десятилетий 19-го века он непрерывно устраивал какие-то революции в Италии против австрийского господства и постоянно в них участвовал. Когда властям удавалось справиться с очередным восстанием, Мадзини уезжал в Париж или Лондон, издавал там зажигательные газеты, призывающие к новому восстанию. Служил, так сказать, пером и шпагой. Умер незадолго до победы Гарибальди, когда Италия наконец-то освободилась. Такой вот Моисей, не увидевший земли обетованной.

Чтобы как-то ввести Мадзини в освоенное культурное пространство скажу, что он инспирировал восстание в Пьемонте, в котором участвовал Овод (роман "Овод" Этель-Лилиан Войнич), был руководителем карбонарской венты (той же самой или похожей на ту, в которой состоял граф Фоско, персонаж книги Уилки Коллинза "Женщина в белом"; если вы не читали книгу, можете вспомнить, что Коллинза как автора детективных романов упоминала будущая жена доктора Ватсона в ресторане при знакомстве с Холмсом (фильм Гая Ричи, 2009)), Мадзини также участвовал во всех восстаниях Гарибальди, а по мотивам этих восстаний написана книга Р. Джованьоли "Спартак", которая в 7-м классе рекомендуется школьникам для летнего чтения. Так что наверняка вы сталкивались с Мадзини, слегка соприкасались рукавами, даже не зная этого, каковы бы ни были ваши интересы.

Я без иронии пишу, что это страшный человек. Тот типаж, который меня всегда пугал. Нынешние "революционеры" суть бледная копия и жалкий слепок с этого итальянского оригинала. Но благодаря его неоконченной работе об истории итальянской литературы начала 19-го века (статью об Академии пифагорейцев можно найти здесь http://www.livelib.ru/book/1000019910) я сделала одно небольшое открытие.

Само открытие займет гораздо меньше места, чем вступление.
В статье критикуются претензии к модному тогда романтизму. Одна из них - романтизм плох, потому что там мертвецы похищают девушек.
- А Плутон?
- А Плутон бог, ему можно!

Для меня это было прозрением. Таким образом соединяется история о мертвом женихе, столь популярная в 19-м веке в не-романском мире, и архаичный античный сюжет.

Стихотворением Бюргера "Ленора" (http://coollib.com/b/285441/read) открывался сборник романтических баллад, который я читала в детстве едва ли не раньше истории о похищении дочери Деметры Плутоном. Эта синяя книжка стоит у меня на полке, и я видела такую еще во многих домах (http://www.livelib.ru/book/1000487084). Тот, кто хотя бы открыл ее, знает, о чем речь.

Сюжетом о невесте мертвеца\мертвой невесте можно соединить римского поэта Клавдиана ("Похищение Прозерпины", 5 в. н. э.) и скажем американца Эдгара По (стихотворение "Линор", 1843).

Вот кстати целая подборочка для таких риторических упражнений: http://www.e-reading.club/book.php?book=1032148

И иллюстрации:

Бернини "Похищение Прозерпины"





Johann David Schubert, иллюстрация к "Леноре

Tags: Ленора, Мадзини, революция, романтизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments