Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

О гражданской доблести

Овидий. Метаморфозы. Книга XV.
http://www.lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt

 

            Или как Кип, увидавший рога на себе в отраженье
            Глади речной; увидал он рога и, подумав, что ложный
            Образ морочит его, лоб трогал снова и снова, -
            Вправду касался рогов. И глаза обвинять перестал он,
            Остановился, - а шел победителем с поля сраженья, -
     570К небу возвел он глаза, одновременно поднял и руки.
            "Вышние! Что, - он сказал, - предвещается чудом? Коль радость, -
            Радость родину пусть и квиринов народ осчастливит!
            Если ж грозит - пусть мне!" И алтарь сложил он из дерна.
            Он свой алтарь травяной почитает огнем благовонным;
    575 Льет и патеры вина; убитых двузубых овечек,
            Истолкованья ища, пытает трепещущий потрох.
            Начал разглядывать жертв нутро волхователь тирренский,
            И очевидна ему превеликая бездна событий -
            Все же неявственных. Тут, приподнявши от жертвенной плоти
    580 Острые взоры свои, на рога он на Киповы смотрит,
            Молвя: "Здравствуй, о царь! Тебе, да, тебе подчинятся,
            Этим державным рогам - все место и Лация грады!
            Только не медли теперь, входи, открыты ворота;
            Поторопись: так велит судьба; ибо, принятый Градом,
    585 Будешь ты царь, и навек безопасен пребудет твой скипетр".
            Кип отступает назад, от стен городских отвращает
            В сторону взоры свои, - "Прочь, прочь предвещания! - молвит, -
            Боги пусть их отвратят! Справедливее будет в изгнанье
            Мне умереть, - но царем да не узрит меня Капитолий!"
    590 Молвил он так; народ и сенат уважаемый тотчас
            Созвал; однако рога миротворным он лавром сначала
            Скрыл; а сам на бугор, насыпанный силами войска,
            Стал и, с молитвой к богам обратясь по обычаям предков, -
            "Есть тут один, - говорит, - коль из Града не будет он изгнан,
    595 Станет царем. Не назвав, его покажу по примете:
            Признаком служат рога, его вам укажет гадатель,
            Ежели в Рим он войдет, вас всех обратит он в неволю!
            Он в ворота меж тем отворенные может проникнуть,
            Но воспрепятствовал я, хоть самый он близкий, пожалуй,
    600 Мне человек; вы его изгоните из Града, квириты,
            Или, коль стоит того, заключите в тяжелые цепи,
            Иль поборите свой страх, умертвив рокового владыку!"
            Ропщут по осени так подобравшие волосы сосны,
            Только лишь Эвр засвистит; у волнения в море открытом
    605 Рокот бывает такой, - коль издали с берега слушать;
            Так же шумит и народ. Но тут, сквозь речи кричащей
            Смутно толпы, раздалс_я_ вдруг голос отдельный: "Да кто ж он?"
            Стали разглядывать лбы, рогов упомянутых ищут.
            Снова им Кип говорит: "Вы знать пожелали, - смотрите!"
    610 И, хоть народ не давал, венок с головы своей снял он
            И указал на чело с отличьем особым - рогами.
            Все опустили глаза, огласилося стоном собранье,
            И неохотно они на достойную славы взирали
            Кипа главу (кто поверить бы мог?), но все ж обесчестить
    615 Не допустили его и снова венком увенчали.
            Знатные люди, о Кип, раз в стены войти ты боялся,
            Дали с почетом тебе деревенской земли, по обмеру,
            Сколько ты мог обвести с запряженными в пару волами
            Плугом тяжелым своим, на восходе начав, до захода,
    620 И водрузили рога над дверью, украшенной бронзой,
            Чтобы на веки веков хранить удивительный образ.
 
Tags: книги, сказки
Subscribe

  • Имперский мотив в католическом искусстве

    Искусствовед Анна Пожидаева в своем курсе об иконографии Нового Завета рассказывает интересную историю о римских солдатах. Несколько веков…

  • Нелёгкая жизнь художественного авангарда

    "По мнению Брака, входившего в состав группы фовистов, исходным пунктом революции, её предпосылкой мог стать только Сезанн. Целью общих поисков…

  • Богатыри не мы

    Пит Мондриан. Композиция в красном, жёлтом и голубом. 1927 год. Кто бы мог подумать, что это критика картезианства кубистов с позиций Спинозы? Вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments