Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

О мифологии, которая определяет факты естественных наук

Кереньи в своей книге о Дионисе прослеживает критский и малоазиатский культ Зевса Подземного, владыки пещеры, который позднее был отождествлен с Дионисом. Убийство быка в пещере было центральным обрядом этого древнего культа. Даже перечисление глав по этой теме позволяет составить представление о важности этого мотива в тогдашней религии:
Сияние и мёд
Изготовление медового напитка во время предутреннего появления Сириуса
Пробуждение пчёл
Рождение Ориона
Мифология кожаного мешка
Бык, змея, плющ и виноград…

Несколько веков, а то и тысячелетий у разных родственных народов совершался обряд, который связывал быка и пчёл. Бык был кожаным мешком. Жрецы убивали его, перебив все кости, но не повредив шкуры. После дополнительных процедур быка на 40 дней оставляли в пещере. По истечении этого срока пещера оказывалась полна пчел, а шкура – меда. Излишне говорить, сколько на это ядро надстроено астрологических и алхимических ассоциаций. К концу античности, когда от критской религии остались только очень смутные воспоминания, весь этот комплекс представлений еще играл большую роль  орфических текстах (Дионис – человек, вышедший из Аида и ставший богом, простор для оккультных интерпретаций тут огромен), но вне этих кругов, в повседневном мире, древний опыт сохраняется в придаточном предложении, которое на первый взгляд относится к сфере естественных наук: «…пока люди более сведущие не объяснили им, что гниющая плоть быка обращается в пчел…».
Tags: Кереньи, Плутарх, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments