Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Развёрнутый отзыв на «Эхо террора»

«Эхо террора» - короткое, на полсезона аниме знаменитого Ватанабэ, новая работа создателя сериалов «Самурай Чамплу» и «Ковбой Бибоп». Хвалить техническую часть не буду – перед нами работа мастера, классика жанра, этим всё сказано. Два замечания по идейному содержанию произведения.

В первую очередь поражает женский образ фильма, Лиза Мисима. Заслужившие любовь зрителя героини Ватанабэ, Фуу, а тем более Фэй Валентайн, отважны, инициативны, решительны и грациозны. В отличие от них Лиза просто какая-то ходячая катастрофа. Она всего боится, всё роняет, всех толкает, у неё ничего не получается, всё ломается, она весь фильм на кого-нибудь на кого-нибудь натыкается, кому-то мешает, кого-нибудь сбивает с ног, непрерывно извиняется и начинает то же самое сначала. Я всё ждала, когда же она наконец как-то изменится, вырастет, раскроется с неожиданной стороны, чего-нибудь вроде эпизода, когда Фуу была крупье и поразила всех собравшихся бандитов из двух кланов якудзы. Ничего подобного не случилось. Лиза так до конца фильма и проходила с перепуганным лицом и потупленными глазами. Эти потупленные глаза и навели меня на мысль: а может, это она и есть, традиционная японская девушка? Может, именно такой она и должна быть? Пассивной, покорной, ведомой, робкой, невинной, ничего не умеющей, как китайские красавицы на ножках-лотосах. Ведь при всём при том в Лизу влюбляется главный герой, рыцарь без страха и упрёка, и до такой степени, что забывает об общем деле, нарушает клятву, жертвует ради неё жизнью… Наверно, именно такие девушки и покоряют сердца истинных самураев.

Второе замечание относится к социально-политическому аспекту современной японской жизни. В сериале затронута тема ядерной бомбардировки Хиросимы и присутствуют злобные американцы, однако соединить эти две темы естественным для нас образом японец не может. Главный отрицательный герой, носитель зла, которого надо остановить любой ценой, – это коллективный персонаж, теневое японское правительство реваншистов, которые хотят выгнать американцев из страны и возродить Японию. Американцы показаны как неизбывное мрачное зло, но вот эти-то, свои, они ещё хуже. Как бы ни были плохи американцы, их стоит терпеть, лишь бы не дать шанса реваншистам.

Таким образом, этот фильм встает в один ряд с произведением другого японского классика, с «Навсикаей из Долины Ветров» Хаяо Миядзаки, превосходный разбор которого можно увидеть здесь. Антитезой к этим двум фильмам выступает «Восставший Лелуш», о котором я когда-то писала по ходу просмотра (и который за два сезона исчерпал все мои внутренние ресурсы, отведенные для просмотра меха-саг).

Мы еще раз видим, что быть побежденным – процесс болезненный, который нужно повторять в каждом поколении. У каждого поколения возникает вопрос: почему в независимой стране Японии стоят чужие оккупационные войска? И каждый раз нужно отвечать заново, красиво и убедительно, с хорошей рисовкой и великолепной анимацией. Такой вот поклон великого мастера хозяевам мира.
Tags: Эхо террора, аниме
Subscribe

  • Японская трудовая этика

    Для тех, кого интересуют ментальные основы японского экономического чуда, создан второй сезон аниме-сериала «Клетки за работой. Темная сторона». В…

  • Новый Жюль Верн

    Аниме-сериал «Доктор Стоун» – это фактически Жюль Верн наших дней. В нем есть всё, чем прославился французский писатель: любовь к науке, вера в ее…

  • Паломничество как чтение

    В короткой книге «Паломничество в страну Востока» Гессе описывает на первый взгляд реальное физическое путешествие некоего братства.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments