Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

О принижении и возвышении этнической культуры.

Оригинал взят у neevklid в О принижении и возвышении этнической культуры.
Диалог из одной дискуссии (немного перекомпонованный и отредактированный без потери смысла):



— Советская власть конструировала именно новую идентичность. Она называлась "новая многонациональная общность - советский народ".

— Строилась она на основе русской культуры. Преемственность подчеркивалась, а не разрыв.

— Советская идентичность НЕ строилась на основе русской (этнической) культуры. Русская этническая культура была принижена по сравнению с остальными этносами. И руины Золотого Кольца в сытые советские годы для меня всегда будут этому подтверждением. Я согласен, государство не было антинародное. Но и особо дружественным к русскому этносу я его тоже не назову.




По просьбе одного из участников дискуссии выношу сюда свои ответы в расширенном виде.

Как-то, было дело, националисты разоблачали «антирусскость СССР» на основе советского плаката.
Там на зрителя в ряд идут радостные представители народов пятнадцати республик.
При этом все в национальных одеждах, кроме русского в центре, который в современном костюме с галстуком.



Это не единственный плакат такого рода, подобных было много. На них вместо костюма с галстуком у ведущего персонажа — русского — могла быть рабочая одежда, или обычная городская. Суть в том, что не этническая, в отличие от остальных.



Эта идея и этот посыл были не случайны.
Я бы так сказал, в качестве гипотезы.

В рамках имперского или импероподобного объединения — пестование именно этнической культуры как таковой было (и сейчас является) сдерживанием субъектности и снижением самостоятельности народа.
В этом смысле "принижение русской этнической культуры" было необходимым — логически, и только отсюда организационно — как раз для реализации русской ведущей роли.
На примере плакатов: то, что русский главный, и то, что он не в косоворотке, а в костюме с галстуком, в рабочей или городской одежде — взаимно обусловленные качества.

Распад СССР сопровождался всеобщим "этническим возрождением", хорошо коррелирующим с общесистемной деградацией.
Засада в том, что этноцентризм действительно снижает реальную самостоятельность и субъектность — но на его основе легко выстраивается иллюзорная.
Это и было использовано для стимуляции распада.

-------------------------------------------------
Замечание в порядке P.S.
На самом деле особой новизны в этой мысли нет, в разных контекстах она звучала неоднократно.
К примеру, навскидку:
«Если бы русский народ заявлял о себе сугубо этническим образом, персонифицируясь русоволосым улыбчивым типом, опоясанным кушаком и шапкой набекрень, всё было бы "о’кей". Но в качестве типа не этнического, а всемирно-исторического, по-своему ставящего все великие мировые вопросы, он для современной Америки совершенно неприемлем – посягает на западную монополию истолкования судьбоносных вопросов вообще, и американскую – в особенности».
(А.С. Панарин. «Стратегическая нестабильность в XXI веке»).
Или здесь:
«...Имперские города после распада империи просто не могли не деградировать экономически и культурно — и упаковкой для этой деградации стали национальные праздничные лапти...»
(Виктор Мараховский. «Страшная правда о вышиванках. К проблеме городского одичания»).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments