Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

О высоких культурах

Аверинцев, "Несколько мыслей о «евразийстве» Н. С. Трубецкого"
Этот текст я еще не дочитала, но уже начало меня вдохновило. Цитата:

"Едва ли хоть один разумный человек станет сегодня безоговорочно настаивать на том, что какая-то культура непререкаемо и во всех отношениях «выше» другой. Но совершенно очевидно по крайней мере, что одна культура может быть и бывает конкурентоспособнее и в этом смысле «сильнее» другой; сильнее именнокак культура, помимо действия каких-либо внекультурных факторов, очень часто вопреки их действию. Кто-то обучен на языке своей культуры отвечать на вопросы, которые задаю ему я, и задавать мне вопросы, на которые моя культура не научает меня ответить; и я пасую — не перед ним, а перед его культурой; и если даже, оправясь от поражения, я готовлю ему отповедь, то уже в его системе понятий. Этот момент конкуренции культур жизненно важен, и должен быть каждый момент принимаем во внимание. Невозможно поставить культуры в условия, при которых их соперничество было бы исключено надолго, тем паче — навсегда; скажем, японская цивилизация была предохранена от такого соперничества изоляционистской политикой сёгунов на несколько веков, но ведь и этому настал неизбежный конец."

Пример, который автор выбрал для иллюстрации своего тезиса, очень показательный. Если надо было показать отсутствие внекультурных факторов в диалоге культур, то Япония и командор Перри это самое то.

Ситуация сократической беседы не так обычна, как некоторые думают. Готовность задавать вопросы, а тем более отвечать на вопросы, сама по себе подразумевает столько разных факторов, что может по справедливости считаться исключением, а не правилом. Философские вопросы, потрясающие наш жж, решены во времена Великих Каппадокийцев, это кого-то вразумило? Если не говорить о событиях столь давних, старые фильмы могут быть прекрасны и необычайны, но а люди смотрят голливудскую кинопродукцию. Ответы есть, но заставить кого-то их  выслушать можно не вопреки, а только благодаря внекультурным факторам.

Если говорить конкретно о европейской культуре, которой касается автор, тут я бы использовала такое сравнение. Европейская культура представляется таким огромным и некогда прекрасным, но уже заброшенным зданием. Это бывший собор или бывший дворец, но сейчас он полон битого кирпича и выломанных досок, окна выбиты, ветер воет, по этажам носятся монстры корпоративных этик и нетопыри искусственных идентичностей. Любые новости из Европы это новости вида "сегодня вой доносится со второго этажа, а вчера доносился с третьего" или "посмотрите, вон еще одни выломанные двери!" Это принципиально ничего не меняет и удивительны мне люди, способные в таких случаях выдавать эмоциональную реакцию.

Когда встает речь о взаимодействии с вышеописанной системой, у меня лично возникает только одно перманентное желание: чтобы между мной и этой высокой культурой была шеренга людей в защитных костюмах с огнеметами. Я не сомневаюсь, что указанные сущности имеют такие ответы на мои вопросы, которых моя культура не может мне дать, но можно ли предполагать, что я буду искать этих ответов и выстраивать по ним свою жизнь?

Отсюда понятно, как я отношусь к жанру "мой знакомый эмигрант рассказал, что американцы думают о русских фильмах\норвежцы думают о русских детях\французы думают о русских управленцах". Примерно так же я отношусь и к рожденному там искусству. Если получена какая-то премия, то это знак качества иномирных сущностей, там будет только вой и скрежет зубовный, мне и минуту своей жизни жалко на это потратить, а не то что три часа. Я обращаю внимание на такие вещи только тогда, когда они становятся фактами нашей культуры, после очень веских рекомендаций тех людей, которым я доверяю и откровенно говоря далеко не всегда.

Если ты стоишь в ограждении с огнеметом, дело другое.
Tags: Аверинцев, Европа, современность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments