Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Три способа взаимодействия с миром чудесного (по сказке «О золотой рыбке» Пушкина)

По поводу сказки сразу надо задать вопрос: кто здесь главный отрицательный герой? Все, кого я спрашивала, отвечают одинаково – бабка. Однако давайте подумаем, что это за фольклорный персонаж, который появляется из ниоткуда и начинает за просто так выполнять все желания? Если еще учесть, что персонаж этот является в звериномобличьи, станет ясно, что Золотая рыбка – родная сестрица Мефистофеля. В таком случае взаимоотношения персонажей с Рыбкой приобретают особый интерес.

Рыбка – представительница мира чудесного. Мир чуда существует, Рыбка являет его реальность. Как может вести себя человек, столкнувшись с этим миром? Первый вариант – использование чуда для удовлетворения своих эгоистических желаний: новое корыто, столбовое дворянство. Это то, что делает бабка в первых своих желаниях. Встретиться с чудом и перевести его в деньги и статус - недостойно человека, и все читатели единодушно осуждают бабкину жадность. Все читатели, но заметьте, не рыбка. Пока речь идет о житейских благах, все желания бабки немедленно удовлетворяются. Золото не превращается в черепки, красивые наряды – в дерюгу, новая изба – в жалкую развалину.Бабка никак не наказывается за жадность, что нехарактерно для обычной народной сказки.

Второй способ взаимодействия с миром чудесного реализует старик. Он ничего не требует от рыбки, ему достаточно знать, что чудо существует. Старик благоговейно и трепетно относится к чуду, он ему удивляется и поражается, ему и в голову не приходит как-то использовать его в утилитарных целях. Иное бытие есть в мире – этого довольно. Старик выказывает себя духовно более зрелым, чем старуха, и рыбке это не очень нравится. Старика терпят, но никак не поощряют.

Вспомним, как разрабатывается эта тема в волшебной сказке. Морозко спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Девица отвечает:
- Тепло, дедушка!
Дедушка тут же набрасывает ей на плечи дорогую шубу и дарит сундук с золотом. Ничего подобного не происходит со стариком. Его скромность, незлобивость и бескорыстие никак не вознаграждаются.

Сейчас мы переходим к рассмотрению третьего варианта поведения человека при встрече с чудом. Этот вариант реализуется последним желанием бабки. После этого желания бабка остается у разбитого корыта, и не одно поколение читателей училось на этом примере, как пагубна жадность и к чему она приводит. Если же вспомнить, что в этом месте сюжета доктора Фаустуса черти уже с радостными воплями тащат в ад, нельзя не признать, что бабка отделалась легким испугом. Сказка кончается возвращением в исходную точку, до начала искушения. Да, все бабкины чудесные приобретения исчезли, но она сама уцелела. Рыбак, который загнал джинна в кувшин и выбросил его в море, остался как был, ничего не приобрел, но мы же не считаем, что он проиграл, напротив, в его случае остаться при своих – огромная удача. Бабкин случай такой же.

В восточной литературе известен сюжет, который позднее получил распространение и в фантастике. Это волшебный сон, в котором герой проживает жизнь. Китайский Ду Цзычунь претерпевает в таком сне даже несколько перерождений, японский Акиносуке становится во сне царским зятем, корейский «Сон в Нефритовом павильоне» является общим для семи небожителей, которые во сне рождаются на земле и проживают целую жизнь, успев и детей поженить. Все такие сны заканчиваются пробуждением, которое является возвращением в исходную точку, до начала событий. Герой получает бесценный опыт и познание себя, но не выносит из своего сна никаких материальных выгод. То же самое случилось с бабкой. Её последнее желание каким-то образом вернуло ситуацию в исходную точку, что в столкновении с бесом нельзя не признать отличным исходом. Как же бабка добилась этого? Что такого в её последнем желании?

Последнее желание бабки оказалось желанием, посрамляющим дьявола, позволяющим перехитрить хитреца и обмануть обманщика. Такая развязка сказки нередки в народном творчестве и известна с тех самых пор, как появился сюжет о борьбе с чертом. Этот сюжетный ход жив и в наши дни. Можно проиллюстрировать его примерами из современного кинематографа.
- «Исполнитель желаний»
- «Константин»
(Кто не видел, не стоит тратить время на просмотр, википедии достаточно)
Почему желание бабки стало в этот ряд? Вспомним, чего она пожелала:

Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках


Тут возникает вопрос, как же должно быть на самом деле? Кто кому должен служить? В ветхозаветном апокрифе об Адаме и Еве приводится следующая версия: Люцифер был сброшен с неба, потому что отказался поклониться Адаму, когда Господь этого потребовал; Люцифер был ангелом, созданным из света, и он считал унижением поклониться человеку, созданному из праха; в этом и проявилась его гордыня. Здесь по сути утверждается, что онтологический статус человека выше онтологического статуса ангела. При встрече первого из ангелов и последнего из людей должен кланяться ангел.

В христианской традиции эта идея выражена достаточно явно. Блаженный Августин пишет, что бесы совращают человека из зависти. Демон не имеет ничего такого, чему мог бы завидовать человек. Пусть демон бессмертен, но если он не добродетелен, то его бессмертие означает для него только невозможность избавиться от зла. В ангеле мы уважаем моральное совершенство, а не высшую природу. Морального совершенства может достичь и человек, ангела люди уважают точно так же, как и нравственного человека.
Григорий Богослов говорит о том, что Господь стал человеком, дабы не возгордились ангелы. Как видим, гордыня ангелов это явление, которое надо учитывать. Ангел создан из света, однако от Абсолюта его отделяет непреодолимая онтологическая граница по сравнению с которой отличие от праха, из которого создан человек, несущественно. К этому же кругу идей относятся евангельские слова об убивающих тело, но душу погубить не могущих.Таким образом, мы видим, что всемогущей волей человек поставлен выше всех сотворенных существ, не исключая ангелов и тем более бесов.

Бес не имеет власти над человеком и не может силой завладеть его душой. На это нужно согласие самого человека, и потому бес употребляет все свои силы, чтобы обманом выудить это согласие. Небольшая иллюстрация сказанного.

Один бедный юноша влюбился в дочь своего хозяина. Зная, что богатый отец не захочет отдать ему девушку, молодой человек решился продать душу дьяволу. Бес обещал, что девица выйдет за него и чудо – в указанный срок отец согласился и назначил свадьбу. После жениться молодая жена заметила, что ее супруг ведет себя странно – не ходит в церковь, постоянно мрачен и угрюм. На расспросы жены он наконец-то рассказал праву. Супруги отправились к местному святому, из жития которого и взята эта история, который похвалил их за то, что обратились за помощью, и своими молитвами прогнал беса от них навсегда. Молодые жили долго и счастливо и никакие бесы больше их не тревожили.
(Историю эту я прочитала несколько лет назад у Егора Холмогорова, а теперь не могу найти. Кто ее знает по этому или другим источникам - будьте так добры, киньте ссылочку - Н.)


Нашему современнику эта история может показаться в корне несправедливой – бес же выполнил свою часть договора, почему же он лишается награды? Однако это только видимость. Бес не может заставить человека что-то сделать, но обладает некими сверхъестественными способностями. В данном случае благодаря дару предвидения или даже просто подслушав под дверью бес узнал, что отец собирается выдать девушку за влюбленного. То ли тронут был ее просьбами, то ли решил, что лучше приобрести человека к деньгами, а не деньги к человеку, как бы там ни было, отец определился со свадьбой в пользу жениха. Зная это, бес и начинает действовать, пытаясь обманом извлечь для себя как можно больше пользы, то есть получить драгоценную душу юноши. Характерный момент – договор с бесом не имеет магической силы, это не клятва водами Стикса, которую даже олимпийцы не могут нарушить. И заключенный по всей форме  договор оставляет человека свободным, человек в любой момент может освободиться, если искренне раскается. Иногда это может стоить жизни, но тут уж ничего не поделаешь. Нам не сказано, что нас не смогут убить, нам сказано не бояться смерти.

Как мы видим, в своем последнем желании бабка угадала, поняла истинное положение вещей. Место рыбки – у бабки на посылках, это промысел Божий о рыбке, которого она не может нарушить. Так что рыбка обязана выполнить это желание, но выполнив его, она лишается возможности заставить бабку служить себе. Иерархия установлена и подтверждена, рыбке остается только отступиться и вернуть бабку в исходную точку, сняв весь морок и наваждение.

Интересен вопрос, как бабка додумалась до этого. В черновиках Пушкина есть версия, что предпоследние желание бабки было стать Римскою Папой. Мы видим, что поэт искал какой-то мистический источник бабкиного прозрения, однако остановился на царском сане. Оптические свойства царской короны нельзя недооценивать. Есть высказывание, столь же распространенное, сколь и неверное: любая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Бабкин пример показывает обратное: любая власть просвещает, абсолютная власть просвещает абсолютно. Монархи стоят в особых отношениях с миром чудесного и только от личности монарха зависит, как они используют полученное знание. Бабка всё поняла правильно, и осталась со своим дедом, со своим корытом и со своей душой.


Источники:
Три ответа рыбке
Аврелий Августин. О Граде Божием
Григорий Богослов (Шесть томов! Если непременно надо, найду точную ссылку. А если вы найдете сами, будет еще лучше.)
Tags: онтологический статус, рыбка, фило
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →