Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Шеллинг

Мое первое с ним знакомство. Гегель так яростно на него нападал, что я ожидала худшего. В общем мне понравилось. Его изложение позиции Канта по вопросу о свободе - лучшее, что я встречала:

"Вообще лишь идеализм возвысил учение о свободе до той области, где оно только и становится понятным. Согласно этому учению, умопостигаемая сущность каждой вещи, и в первую очередь человека, находится вне всякой причинной связи, а также вне всякого времени или над ним. Поэтому она никогда не может быть определена чем-либо предшествующим ей, поскольку она сама предшествует всему, что в ней есть или становится - не по времени, а по понятию - в качестве абсолютного единства, которое всегда должно быть уже целостным и завершенным, чтобы отдельное действие или определение было в нем возможно. Мы излагаем кантовское понятие не в полном соответствии с его словами, а таким образом, как его, по нашему мнению, следует сформулировать, чтобы сделать его понятным."

Легко заметить, как эти идеи использует Карсавин в приложении к коллективным субхектам исторического процесса.

Шеллинг очень хорошо объяснет монофелитство, но для человека, который действительно разбирается в таких вещах, дает неприемлемое решение вопроса о свободе. По его теории вначале было абсолютное единство. В нем все противоположности слиты и неразличимы, потому нельзя говорить, что добро и зло там совпадают - там нет ни добра, ни зла. Из этой основы вырастает добро - и в этом развитии добро становится личностью, то есть Богом, и из этой же основы вырастает зло. Таким образом, нельзя сказать, что добро порождает зло, что Бог является причиной зла. Эти возражения снимаются, а какой ценой - сами видите.

Шеллинг пытается решить проблему абстрактно, в общем виде. Например, он постоянно употребляет как синонимы такие термины как Сотворение и Откровение, а грехопадению вообще не уделяет внимания. Немецкая склонность к туманному идеализму как она есть :)
Tags: Кант, Шеллинг, философия
Subscribe

  • Еще один Лжедмитрий – Ивашка Вергунёнок

    «В начале 1646 года московские послы, стольник Телепнев и дьяк Кузовлев, живя в Кафе, узнали, что приехал в Кафу из Царя-града святогорского…

  • Гностический миф у Набокова

    Не я одна его вижу: Давыдов С. С. Гностическая исповедь в романе "Приглашнеие на казнь"…

  • Ещё один реализм

    Владимир Соловьев о связи языка, менталитета и философии. "Между понятиями действительности и реальности есть логически ясное, хотя эмпирически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Еще один Лжедмитрий – Ивашка Вергунёнок

    «В начале 1646 года московские послы, стольник Телепнев и дьяк Кузовлев, живя в Кафе, узнали, что приехал в Кафу из Царя-града святогорского…

  • Гностический миф у Набокова

    Не я одна его вижу: Давыдов С. С. Гностическая исповедь в романе "Приглашнеие на казнь"…

  • Ещё один реализм

    Владимир Соловьев о связи языка, менталитета и философии. "Между понятиями действительности и реальности есть логически ясное, хотя эмпирически…