Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

С.Хантингтон. Кто мы?

Если коротко - хвалебные гимны СШэпА. 

 

Техническое - очень много цитат. Не в каждом абзаце, врать не буду, но на каждой странице три как минимум, а часто и больше. Нередко по мировоззренческим и религиозным вопросам цитируются судьи, решения разных судов.

"Оригинальный" ход мысли: в начале 1980-хх имярек видел своими глазами американские флаги на 50% складских зданий и на 30% магазинов в некоем американском городе. Хоть статистики для других стран и нету, можно с увернностью утверждать, что ни в одной стране мира так не любят свой флаг, как в Америке.
По данному вопросу, как говорится, и слава богу, что не любят, но знаменательная фраза.

Что Америка есть "светоч добра в мире", американцы демонстрируют "невиданную в истории" самоидентификацию со своей страной и прочее в том же духе утверждается совершенно серьезно, без кавычек, почти в каждой главе.

Мысли, которые удается выцепить из этого моря превосходных степеней, просты и неоригинальны: патриотизм начинается с любви к "малой родине"; необходимость иметь врага как объект для ненависти заложена в человеческой психике на биологическом уровне (привет Фрейду) и именно внешние кризисы и войны способствуют росту национального самосознания.

Еще одна мысль, которую я для себя не формулировала, хотя лежит на поверхности: неправда, что Америка - страна иммигрантов. Америку основали поселенцы, которые строили новое общество, а не встраивались в уже существующее, как это пришлось делать всем, кто переезжал в Америку после 17-го века. Стать американцем может тот, кто откажется от своего языка в пользу английского и от своей культуры в пользу американских ценностей - это из решения какого-то суда или из программной речи какого-то чиновника конца 19-го - начала 20-го века - время, о котором автор книги пишет с некоторой ностальгией, если мне не кажется.
В это время, к примеру, немцам, живущим в Америке, было законодательно запрещено обучение в школах на немецком, а также был законодательно ограничен въезд в страну иммигрантов из Восточной Европы на том основании, что это люди низшей расы, не способные усвоить американские ценности.

Еще парочка перлов. В 1850-е в Америку переехало около двух миллионов католиков, что вновь пробудило антикатолическую истерию: американцы "совершенно обосновано" решили, что их страна подверглась католическому вторжению (закавыченные слова принадлежат самому Хантингтону, он их использует в своем научном труде). Или вот еще: в 1826 году, 4 июля праздновали 50-летие независиомтси, и в это же день умерли двое из отцов-основателей, провозглашавших эту самую независимость. "Пораженные статистической невероятностью простого совпадения", американцы сделали еще один "обоснованный" вывод, что это бог хранит их страну.

Религиозность американцев - отдельная глава, и не одна. Америка - самая религиозная страна из всех промышленно-развитых и из всех протестантских стран. Вера американцев есть христианство без Христа и сводится к тому, что они верят в свою особую миссию в этом мире, в то, что они лучше всех. Сбиваюсь в превосходные степени, вслед за автором. :)
Атеисты чувствуют и должны чувствовать себя чужаками на американской земле. Терпимость к женщинам, чернокожим и гомосексуалистам гораздо выше, чем к атеистам - штришок.

Вообще вся история Америки представляет собой постоянное угнетение и подавление: дискриминация католиков и евреев, уничтожение индейцев, единение Америки после Гражданской войны достигнуто за счет исключения освобожденных негров из состава нации и прочее в том же духе. Это не мешает автору быть патритом и гордиться, гордиться и ностальгировать.
Только после 1965-го в Америке стали принимать всех без разбора иммигрантов и разрешать им не приспосабливаться к протестантской этике - результат печальный: столько испаноговорящих, что уже и деваться от них некуда. 

Совершенно неудивительно теперь читать о Хантингтоне такое:

Важная веха в осознании «железной пятой» приближения кризиса - 1975 год. Тогда на Западе появился доклад «Кризис демократии», написанный по заказу «Трехсторонней комиссии» С. Хантингтоном, М. Крозье и Дз. Ватануки. В докладе четко фиксируются угрозы положению правящего слоя - прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfare state (государство всеобщего социального обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое невыгодно верхушке.

В докладе утверждалось, что развитие демократии на Западе ведет к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти «эксцессы демократии» являются вызовом существующей системе правления. Угроза демократическому правлению в США носит не внешний характер, писали авторы, ее источник - «внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующемся высокой степенью (политического. - А.Ф.) участия». Вывод: необходимо способствовать невовлеченности (noninvolvement) масс в политику, развитию определенной апатии. Надо, мол, умерить демократию, исходя из того, что она - лишь способ организации власти, причем вовсе не универсальный: «Во многих случаях необходимость в экспертном знании, превосходстве в положении и ранге (seniority), опыте и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа конституирования власти».
За ссылку спасибо Николаусу 

Хотелось бы надеяться, что на самом деле "все не так уж плохо на сегодняшний день" и многое преувелично в нужную сторону, тем не менее такое бесстыдство само по себе удивительно. "Не быть слишком победоносным в своей правоте" - это, разумеется, тут не проходит.
 

 

Tags: современность
Subscribe

  • Женщины и суеверия

    Представление о том, что женщины более религиозны, чем мужчины, считалось общим местом в средиземноморской ойкумене. Вот что пишет географ Страбон:…

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments