Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Федотов, "Письма о русской культуре"

Очень печальное мировоззрение. Ожидаемая у эмигранта слепота к значительным событиям эпохи. Россия меняется на глазах, строятся города, создаются новые отрасли промышленности, решается вековой земельный вопрос, происходит рывок в будущее, а эти люди живут какими-то старыми дрязгами своей среды и считают самым важным чьи-то высказывания в девяностые годы или в лучшем случае обсуждают ошибки Керенского. Всё мимо, всё впустую, столько интеллектуальных сил уходит в песок. Главное ощущение от такого чтения - бесплодная пустота, удушающая вторичность.

Автор утверждает, что за двадцать лет после революции русский человек кардинально изменился. Мы бы сейчас сказали, что поменялся менталитет всего народа, изменился прафеномен русской цивилизации. Главный вопрос мой к тем, кто разделяет эти воззрения - может ли такая перемена произойти за двадцать лет? В 1917-м это еще русские, в 1938-м это уже другой народ целиком. Возможно ли это чисто теоретически?

Надо отдать должное Федотову, он пытается дать обоснованное решение вопроса и обращается к решающему в нашем случае примеру - к христианизации Рима. "А между тем духовный тип византийского грека настоль­ко далек от классического, что их можно просто счи­тать антиподами. Как же, в какой момент времени совершилось перерождение классического типа? Для этого не надо было тысячелетия, процесс совершился гораздо более быстро, хотя и незаметно для современ­ников. В третьем веке по Р. X. греческая литература (Плотин) еще бесспорно принадлежит классической древности. В пятом веке столь же бесспорно — Ви­зантии. Перерождение произошло за одно столетие." (ц)

Однако верно ли это? Действительно ли христианизация длилась всего одно столетие? Разумеется нет. Христианизация началась с появлением первой христианской общины и завершилась во времена Юстиниана. Если принять символическую дату закрытия платоновской академии в Афинах, это пять веков ровно. Даже со всеми неизбежными уточнениями процесс такого рода не может уложиться от начала и до конца в двадцать лет.

Оппонент Федотова Башилов, тоже эмигрант, пытается расширить хронологические рамки. Он утверждает, что процесс начался при Петре, а завершился при Сталине. Двести лет это уже кое-что. Это хотя бы выглядит правдоподобно и тут есть что обсуждать. К сожалению, это решение для Федотова неприемлемо, настолько-то у него хватает интеллектуальной честности, и это должно быть отмечено.

В работе "Трагедия русской интеллигенции" Федотов определяет интеллигенцию как прослойку, проводящую западное влияние. Это определение близко некоторым нашим интеллектуалам и до сих пор (я им не пользуюсь и объясняла почему). Трагедию таким образом понимаемой интеллигенции Федотов совершенно справедливо видит в её оторванности от народа. В шестидесятые годы 19-го века интеллигенция кенотически снисходила до народа, потом оставила и эти попытки, и постоянно это было неудавшееся маргинальное движение, заглохшее в своем течении и не имевшее успеха. Федотов не может не признать, что попытки европеизации широких слоев населения, всего русского народа были безуспешны. Это приводит нас к тому, что удавшаяся большевикам европеизация заняла те самые краткие двадцать лет. За эти двадцать лет кардинально изменился духовный строй большинства русских. Каждый человек из русского стал европейцем или американцем (Федотов пишет о Европе-Америке, которая сменила Россию).

Какая сила совершила это мгновенное перевоспитание? Старая интеллигенция по мнению Федотова погибли или в эмиграции, то есть весь этот слой в перерождении не участвовал, все эти силы можно исключить из рассмотрения. Неужели несколько тысяч большевиков смогли перевоспитать миллионы людей, изменить их в духовной основе, поменять характер и ценности каждого, причем так быстро? Какая теория позволяет положительно ответить на этот вопрос?

На мой взгляд это самое печальное в рассматриваемой картине мира. Для Федотова русский народ это пассивная темная бесструктурная масса, не имеющая никаких своих ценностей, представлений, уклада, это пустота, за которой ничего не стоит. Такую пассивную массу конечно можно превратить во что угодно насилием или пропагандой ибо за нею нет идеи, которая могла бы ее организовать.

"Ведь до сих пор интеллигенция в России живет как колонии европейцев среди цветных рас — с той только разницей, что здесь белые находятся в рабстве у цветных. " (ц) Белые среди цветных, креаклы среди совков, патриоты среди ватников, как страшно жить

Это вторая основная ошибка Федотова. Я даже не знаю, можно ли называть ошибкой краеугольный камень и основную идею мировоззрения. Если принять эту идею о недочеловеках, то Федотов наверняка окажется прав во всем и я не буду спорить с тем, что в этом случае его печальная теория верна во всех своих выводах. Я бы хотела знать, как можно согласовать эти взгляды Федотова с основным русским понятием, что недочеловеков не бывает.

Федотов считает одной из причин постигшей Россию катастрофы ликбез и всеобщую грамотность. Я могу в некоторой степени разделить его опасения на этот счет - всеобщая грамотность открыла всем слоям общества доступ к либеральной пропаганде и даже сделала ее обязательным элементом образования. Это сродни нынешней угрозе от СМИ и интернета, которые занимаются промыванием мозгов. Уберечь от этого полным отключением телевизора и интернета путь по-видимому бесперспективный. Нужно хотя бы попытаться заставить эту силу работать на себя. Я считаю, и во времена Федотова можно было понять, что такие попытки делались и более того, увенчались успехом.

Посмотрим, как выглядит полная вестернизация и либерализация народа, благо далеко ходить не надо, опыт России в девяностых и современной Украины дают достаточно материала. Набирают силу идеи сегрегации, страна разваливается и стремительно нищает. Произошло ли это с Советским Союзом? В 1938-м году уже должно было стать ясно, что нет, не произошло. Советская Россия изгнала интервентов, восстановила Российскую империю почти в старых границах, интенсивно занималась внешней политикой практически реализуя описанную Данилевским естественную линию развития России как предводительницы славянства. Наконец, антагонизм с Европой сохранился, возрос и получил новое обоснование. Где на планете вестернизация приводила к таким последствиям? Напомню, что по мысли Федотова в нашем случае речь идет не о вестернизации части элиты или интеллигенции, а о замене всего народа на европейцев. Отчего же европейцы так активно отвергают капитализм, либерализм и европейские порядки?

Как видим, мировоззрение Федотова как оно выявляется в письмах о русской культуре внутренне противоречиво.

...Продолжение следует, не дочитала еще.
Tags: Европа, Россия, Федотов, интеллигенция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments