Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Флорентийские неоплатоники

Философия Фичино, как пишет итальянский философ Джузеппе Саитта, – это не только новый метод или новый способ видения; в ней содержатся "истины, которые, в пламени углубленного понимания христианства, излучают столь яркое сияние, что оно освещает дальнейший путь европейской мысли" (190, X). Эта идея составляет главное содержание книги Саитты, призывающей с большей широтой и свободой отнестись к оценке флорентийского неоплатоника.

"Христианские ценности, которые с огромной силой утверждал Фичино, защищают не те, кто бесстыдно ищет одобрения толпы, почестей и тепленьких местечек, – жалкое отродье, которое сегодня, как никогда, примазывается к культуре, скованной тупым и реакционным конфессионализмом, и особенно в школе, а те, другие, кто со свободой сознания, исполнившись чувством историчности духа, раскрываются для истины" (там же).

Той высшей точкой философии Фичино, которая бросает свет на современную философию, Саитта называет субъективность его понимания любви, ввиду чего все метафизические конструкции и категории оказываются укорененными в средоточии человеческого опыта, становящегося тем самым высшей ценностью.

"Человеческое l'indiamento, которое есть всецело процесс любви, уже не простое стремление, но откровение мира, который в своем постоянном очищении обнаруживает биение пульса абсолюта. "Deus est in nobis" ("Бог находится в нас"), "Pulchritudo divina per omnia splendet et amatur in omnibus" ("Божественная красота во всем сияет и во всем является предметом любви"), – пишет Фичино" (цит. по: 190, 213).

Если начало человеческой страсти слепо и не видит, что вещи сладостны той сладостью, которой напоил их создатель, то постепенно в ней развивается духовность, возвышающая в конечном счете низменную материю к божеству. И это, согласно Саитте, есть у Фичино глубоко христианское понимание материи (см. там же, 214).(с)

Духовность, возвышающая материю к божеству, развивается в человеческой страсти самой по себе. Этим людям действительно нужен был Августин, утверждающий значение благодати для спасения, они со времен Пелагия не сильно изменились. С большей широтой к учению Фичино отнестись конечно можно, но оно от этого не станет более христианским. Так он это еще с кафедры проповедовал, чего уж больше!
Tags: Возрожедние, Лосев, Фичино
Subscribe

  • Миссия и эсхатология

    Излагается по книге Иванов С. А. Византийское миссионерство... М., 2003. Известная в христианстве сверхзадача миссионерства заключается в том, чтобы…

  • Миссионер и миссия

    Как пишет Иванов С. А. в книге о византийском миссионерстве, сам этот термин пришёл в греческий из латинского, и уже довольно поздно, когда…

  • Молчание века

    Хочу ещё раз напомнить о книге Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из "варвара" христианина? М., 2003. Аннотация на сайте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments