Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

О либерализме и свободе воли

По ссылке очень хороший вопрос, тоже из важных.

edelberte:А вот здесь вы сужаете понятие. Постмодерновый неолиберализм отличается от классического либерализма 19 века, но тем не менее, это либерализм, продолжение и развитие той же идейной линии.

neevklid: Маньяк-садист - прямое продолжение того невинного младенца, каким он был.
Только не надо мне приписывать отождествление либерализма с невинным младенцем ))
Это просто пример той же методологической ошибки.

edelberte: Аналогия неверная: человек наделен свободой выбора. А вот крокодил - прямое продолжение крокодильего яйца. Крокодил вылупился, а не иволга и не черепашка, именно потому, что яйцо такое.

neevklid: Именно потому, что человек обладает свободой воли, неверна аналогия с яйцом.
Либерализм - это естественный антитезис традиционализму в процессе развития. Далее должен был быть синтез. Но он был сломан - именно человеками, обладающими свободой воли. В результате слома традиционализм стал выдавливаться в контмодерновую периферию мира, превращаясь в контрмодерн, а либерализм стал целенаправленно мутировать в нео(пост)либерализм, взращивая постмодерн. В силу определённых качеств того и другого синтез стал серьёзно затруднён, что и требовалось.

Мой ответ следующий.

Вопрос очень интересный и подход в принципе правильный. Только рассматривать его нужно на гораздо большем временном промежутке. Раз мы взялись гипостазировать, очень важно правильно провести аналогию.

Либерализм - жесткая идеология, из либерализма и его предпосылок не могло вырасти ничего иного, чем то что выросло. Почему я так думаю? Либерализм это идеологическая проекция атомизированного европейского человека Нового времени. Применение этих принципов в разных сферах даёт разные модерновые и постмодерновые реализации, но идейно это одно и то же.

Главный же в этом случае вопрос - есть ли в либерализме здоровое зерно? Нету. Но, как и все ереси, либерализм берет один момент и абсолютизирует его, и момент этот безусловно правильный. Этот момент - самоценность личности.

Это христианская идея, которая появилась и стала прокладывать себе путь две тысячи лет назад, потому я и считаю, что рассматривать ее становление в течение всего лишь пяти веков и только в Западной Европе неправильно. Нужно рассматривать все две тысячи лет, и обе христианские цивилизации.

Либерализм это уже результат свободного выбора европейцев, результат коллективной продажи людьми Запада своих душ. В таком смысле из него ничего хорошего вырасти не может и примирение с ним невозможно. Это не естественный антитезис традиционализму, а ересь, с ересью не мирятся. Естественный антитезис традиционализму это христианство в целом, но христианство же дает и синтез обеих идей. Синтез не дело будущего, он уже совершен, теоретически - в догматике, практически - в России.

В здешних дискуссиях Неевклид употребляет как синонимы либерализм и представление о самоценности личности. Когда я говорю, что либерализм не приемлю, это понимается так, что я отрицаю самоценность личности, и остается только прекратить разговор. Так вот, это не синонимы, и личность для меня очень ценна, но я понимаю, что это только один момент, неизбежно уродливый без своего антитезиса.

Вот таким образом.
Tags: догматика, либерализм, личность, феминизм
Subscribe

  • То, что радует сердце

    Чудесной Сэй-Сёнагон тысячу лет назад. "Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов. На обратном…

  • То, что дорого как воспоминание

    Засохшие листья мальвы. Игрушечная утварь для кукол. Вдруг заметишь между страницами книги когда-то заложенные туда лоскутки сиреневого или…

  • То, что заставляет сердце сильнее биться

    "Как взволновано твое сердце, когда случается: Кормить воробьиных птенчиков (*72). Ехать в экипаже мимо играющих детей. Лежать одной в покоях, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments