Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

О модерне

Некоторые вопросы зависли в воздухе, а хотелось бы добиться ясности. Вот здесь был разговор о модерне, Уважаемый smirnoff_v утверждает, что развитие рационалистической науки западноевропейского типа обеспечивается модерном. Откуда у модерна эта сила? Как можно ответить на этот вопрос, оставаясь в рамках цивилизационного подхода?

Модерн мы наблюдаем один-единственный раз в истории - в Западной Европе. Ничего подобного по масштабу изменений и по их всеохватности не было ни до, ни после. В общем-то, никто не решится утверждать, что мир до Нового времени и мир Нового времени отличается лишь незначительными мелочами. Разница сущностная и суть изменений ярко проявилась в Новое время, в проекте модерн. Европейский модерн это модерн как таковой и приняв это положение мы можем выделить в этом явлении сущностные черты. По-моему, сутью модерна является то, что это процесс разрушения цивилизационного ядра католической Европы. Секуляризация, расцвет наук, падение монархий являются свойствами процесса, но не определяют его сути. По этому пункту принимаются вопросы и возражения. Пока же продолжу. 

Итак, модерн это разрушение некоторой цивилизации до состояния открытого общества, воспетого Стариком Поппером. Откуда уверенность, что в каждом случае такое разрушение будет порождать науку западного типа? Что искоренение в китайцах последних следов сыновней почтительности приведет к появлению НИИ и решению проблемы термоядерного синтеза? Для меня это совершенно не очевидно. Какие основания имеются у вас?

В свете вышесказанного я теперь решительно против термина "советский модерн". Советский Союз это русский проект и советский модерн означал бы процесс разрушения ядра русской цивилизации. Я не считаю, что в этом суть советского периода. Суть того времени скорее в реализации наших потенций, пусть и под другими именами (которые надо раскрыть и от которых надо поскорее избавиться). 

Подытожу. Рациональная наука западного типа порождается не проектом модерн, а цивилизационными особенностями двух цивилизаций - европейской католической и русской, причем в первом случае это продукт разрушения цивилизации, а во втором - результат развития. 
Tags: Европа, Россия, модерн, рационализм
Subscribe

  • Японская трудовая этика

    Для тех, кого интересуют ментальные основы японского экономического чуда, создан второй сезон аниме-сериала «Клетки за работой. Темная сторона». В…

  • Новый Жюль Верн

    Аниме-сериал «Доктор Стоун» – это фактически Жюль Верн наших дней. В нем есть всё, чем прославился французский писатель: любовь к науке, вера в ее…

  • Аскеладд как Золушка

    Я не хотела, но эта тема в последних сериях явно педалируется! Очередная демонстрация безграничного своеобразия японской межкультурной оптики.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments