Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Беспокойная Анна, или О европейских ценностях в массовом сознании

Испанский фильм в заглавии побудил связно изложить некоторые старые мысли. Я писала где-то, что столь любимое Павичем переселение душ это реакция на засилье номинализма и попытка таким образом показать социальный организм высшего порядка, так вот здесь разовью эту мысль с примерами.

Вот хотя бы здесь хорошо написано о единственной европейской ценности. Эта ценность гуманизм, антропоцентризм или индивидуализм, разными гранями поворачивается, а суть одна - личность превыше всего, а общности типа класса, народа и племени вторичны, несамостоятельны и во всяком случае должны потесниться перед индивидуальностью, и в предельном случае, о котором и речь, это вообще фикции, фетиши, идолы пещеры и сны разума, которые исчезнут на ясном солнечном свете. Эти мысли не новы и за последние 500 лет пропитали всю европейскую культуру, носятся в воздухе и получают воплощение даже в произведениях искусства вроде бы далёких от упомянутой проблематики. В рассматриваемом фильме они являются фоном и даже конструируют сюжет. 

Дело в том, что столь ненавистные человеку европейской культуры социальные сущности всё-таки существуют и до сих пор ещё очень серьёзно влияют на поведение многих людей. Однако как это объяснить при господствующем подходе? Как это хотя бы описать? Рассмотрим для примера какой-нибудь простой случай, хотя бы среднюю общеобразовательную школу. Как она будет выглядеть глазами свободной личности, выбравшей номинализм и не признающей никаких объективно существующих идей? Будет это выглядеть довольно странно: на некоторой территории в определенное время происходят удивительные вещи, то есть все люди, оказавшиеся там в это время отбрасывают множество своих ролей и функций и сводят всё многообразие своего поведения к трем базовым типам - ученик, учитель, родитель. Как может объяснить себе суть происходящего человек, который в принципе отказывается знать об обществе, государстве и системе народного просвещения? Вот почему люди разного пола и возраста входят в класс с журналом в руках, берут указку и начинают что-то говорить у доски? 

Первый вариант ответа, простейший - журнал и указка наделяются магический силой, представляют собой волшебные артефакты, меняющие жизнь того, кто к ним прикоснётся. Именно этот вариант реализует практически вся современная фэнтезийная литература. Волею древних богов протагонист становится владельцем Куска Мела, который волшебным образом влияет на его жизнь и заставляет каждую среду с восьми до восьми сорока пяти в кабинете на втором этаже перед тридцатью другими людьми писать на доске неправильные глаголы английского языка. Тут автор любит добавить философии и показать внутренний мир героя следующим монологом: "Я простой парень как и все, почему это свалилось на меня? За что, за какие заслуги, за какие грехи? Обернись дело по-другому, я бы сидел за партой и писал бы слова в тетрадь, но судьбу не объедешь, я стою тут и пишу эти же слова на доске. Вот и вся разница, а люди видят во мне какое-то особое существо, не похожее на остальных. Какая суета сует и ирония судьбы!" и так далее при каждом удобном случае. Этим птичьим языком даже такую простую вещь как школа не опишешь, что уж говорить о сущностях более сложных, о народах, племенах, планетах и империях, на которые авторы тоже замахиваются. 

Некоторые перерастают этот уровень. Признак западной цивилизации - рациональное мышление, и с его помощью народ как-то добирается да мысли, что волшебных предметов не бывает. Однако же вопрос о повторяющемся поведении остаётся, и ответом на него является старое доброе переселение душ. Пал Палыч не сам собой спрягает глаголы, это душа Первого Учителя вошла в него и говорит его устами. То же будет с каждым, кто выполнит ритуал - после пяти лет медитации под деканатом придет в учительскую и возьмет журнал. 

Большая популярность метемпсихоза у наших современников меня всегда удивляла, но видимо господство номинализма большого выбора не оставляет. О стилистических особенностях этого варианта я говорить не буду, скажу лишь о его очевидном и кричащем противоречии с исходной европейской идеей. В случае переселения душ ценность личности падает до нуля, индивидуальность как таковая вообще исчезает, ведь человек не он сам, а кто-то более древний в его теле. Например, в фильме героиня отказывается от любимого потому что в прежней жизни была его матерью. Где же ценность индивидуальности, как же уникальность личности? Что ей дала единственная настоящая европейская идея? Видимо, сознание того, что общности суть фикции должно послужить утешением, не героине конечно, а просвещенному европейскому зрителю и нам вместе с ним. 

Tags: Беспокойная Анна, Европа, номинализм
Subscribe

  • Эффект контраста

    Фильм «Дневники Мумбая» (2010), с Амир Ханом в главной роли («Пи Кей», «Три идиота») – это единственный виденный мною индийский фильм, где нет…

  • Вопрос к друзьям

    Ищу фильмы, похожие на «Трассу 60», чтобы была инициация героя в коротких несложных историях, ярко, доступно, с четким финалом. Все советы будут…

  • Годовщину выхода "Матрицы" отметили интеллектуалы Луганска

    31 марта 2021 года, ровно через 22 года после того, как в 1999 году вышел в прокат фильм «Матрица», на заседании Философского монтеневского обществе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Эффект контраста

    Фильм «Дневники Мумбая» (2010), с Амир Ханом в главной роли («Пи Кей», «Три идиота») – это единственный виденный мною индийский фильм, где нет…

  • Вопрос к друзьям

    Ищу фильмы, похожие на «Трассу 60», чтобы была инициация героя в коротких несложных историях, ярко, доступно, с четким финалом. Все советы будут…

  • Годовщину выхода "Матрицы" отметили интеллектуалы Луганска

    31 марта 2021 года, ровно через 22 года после того, как в 1999 году вышел в прокат фильм «Матрица», на заседании Философского монтеневского обществе…