Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Об одной подмене

Когда говорят про закат Европы, постоянно смешивают Европу католическую и Европу капиталистическую. Эта ошибка сделана, например, здесь : Мы выдумали себе Закат Европы, убедили в нем даже некоторых европейцев, и вот уже полторы сотни лет токуем как тетерева: "Грядет закат Европы. Грядет расцвет славянства и величие России". Под эту фантастическую политическую эсхатологию, под эту политическую прелесть, реальное русское соревнование с Европой, обеспечение себе приоритета, практически протухло. А зачем, если скоро грянет кризис и уже мертвая Европа сама рассыплется в прах! Зачем вообще что-то делать?

Между тем Шпенглер, писавший о закате Европы, ясно сказал, какую Европу он имеет в виду - ту, душа которой в высокой готике, христианскую Европу средневековья. Эта Европа уже окончательно закатилась и судя по всему, шансов воскреснуть у нее исчезающе мало. Однако вопрос: с этой ли Европой соревновались мы в двадцатом веке? Означает ли конец Европы христианской конец Европы политкорректности, толернтности и капитализма? По-моему, сейчас ответ очевиден: он означает начало такой Европы. Закат Европы не означает рассыпания в прах и физичесского исчезновения многомиллионного населения соответствующих территорий, и более того, не означает, что возникшая на месте старой Европы сущность не сможет остаться культурным гегемоном и навязывать свои ценности всему миру.

И самое главное, вот эта новая сущность, Европа капиталистическая, что она такое? Можно ли ее отождествлять с Европой христианской? Только в одном  случае - если мы докажем, что капитализм естественно следует из высокой готики и является неизбежным этапом развития христианской цивилизации. Так ли это? Я бы не сказала. А коль это не так, с чем мы тут имеем дело? Быть может, это новая цивилизация, которая подчиняется общим законам развития цивилизаций, то есть примерно тысяча лет на всё про всё. Поскольку зародилась она в длинном шестнадцпатом веке, то сейчас она как раз на взлёте, самое акме. Основную пассионарность уже потратили, но до естественного конца ещё очень и очень далеко. Более того, русская цивилизация даже по Гумилёву получается старше этого монстра и если ждать естественной смерти, то еще незивестно, кто кого пересидит. 

Если же это не цивилизация и обычные закономерности тут неприменимы, то всё ещё более печально. Льюис и Леонтьев опасались, что такое состояние может продлиться хоть до бесконечности, нет причин ему меняться и не несёт оно в себе зародыш собственной гибели. Тогда вообще ждать нечего, каждый момент столкновения и первый и последний...

Вопросы и дополнения приветствуются


Tags: Европа, Россия, Шпенглер, капитализм, либерализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Топос Солнца

    Моя рецензия на роман Пелевина "Непобедимое Солнце" в журнале "Топос"…

  • Море и "Парус"

    Моя рецензия на поэму Елена Заславской "Nemo" в журнале "Парус": http://parus.ruspole.info/node/12814 и на Литбуке:…

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Топос Солнца

    Моя рецензия на роман Пелевина "Непобедимое Солнце" в журнале "Топос"…

  • Море и "Парус"

    Моя рецензия на поэму Елена Заславской "Nemo" в журнале "Парус": http://parus.ruspole.info/node/12814 и на Литбуке:…

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…