Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Об изображении исторических событий в исторических романах

Эпиграф

К числу величайших открытий, к которым пришел за последнее время человеческий ум, бесспорно принадлежит, по моему мнению, искусство судить о книгах, не прочитав их.

Лихтенберг
(За цитату благодарю zhelanny)

Кажется, 20 страниц – это эмпирически найдённый предел, больше я не могу прочитать, если книжка мне не нравится. Книжка «Храбр» Дивова, за ссылку спасибо barmaroz’у:

http://www.fenzin.org/book/12956

 

Начинается она с того, что Илью князь выпускает из погреба и отправляет на битву с Соловьём-разбойником. Но если обратиться к былинам, эпизод с погребом имеет другое продолжение, а именно: пока Илья сидит в погребе, сражаться с Калином-царём отправляется Ермак, богатырь, которому 12 лет, и выходит Илья из погреба чтобы вмешаться в битву Ермака с врагами.

http://orel.rsl.ru/nettext/skazki/russian/hero/Epmak.htm

 

 

Эта ситуация подводит нас к сюжету о младшем герое, который подробно разобран Барковой:

http://mith.ru/alb/epic/dis1.htm

 

Горячо рекомендую. Для тех, кому некогда читать – краткий и грубый пересказ


Сюжет о младшем герое находится, кажется, по всей Евразии. Схема его очень проста, но объяснение её темно и непонятно. Схема трёхчастная:

  1. по каким-то причинам старший герой не может выйти на битву и совершить подвиг
  2. тогда на подвиг отправляется младший герой
  3. смерть или почти-смерть младшего героя при попустительстве старшего

 

Младший герой не обделён богатырской силой и вовсе не слаб, он часто младше по возрасту, чем старший герой, и всегда «младше» по статусу.

Совершая подвиг, младший герой гибнет или бывает ранен врагами, потому что старший герой не пришёл ему на помощь – по разным причинам.

 

Первый всем известный пример, который приходит в голову:

Из-за волшебного недуга Конхобар и его богатыри не могу выйти на бой, и биться с врагами отправляется малыш Ку – сильный, но младший, одним словом, классический младший герой. В битве он ранен, лежит, истекая кровью, драться не может и выступает уже как старший герой – сражаться вместо него приезжают ещё более «младшие» герои, и все как один гибнут в бою, потому что Кухулин не приходит им на помощь, в данном случае из-за своей раны.

 

Вообще мотивы старшего героя в пункте первом и третьем довольно загадочны и часто непонятны уже рассказчику. Отказ героя сражаться объясняется или волшебством, как в приведённом примере, или явно притянутыми за уши резонами – например, Никита Кожемяка не спешит защищать киевлян от змея просто потому, что очень занят на работе. Ещё можно вспомнить гибель Суалтайма, отца Кухулина, который был убит, когда просил Конхобара поспешить на помощь его сыну, хотя, казалось бы, всякие просьбы тут излишни. Но кажется это только нам, а отнюдь не старшим героям.

 

Возвращаясь к Илье, который поссорился с князем, сидит в погребе и не может выйти на защиту земли русской, пока князь его хорошенько не попросит, не вспоминается ли тут другой герой, который тоже поссорился с государем и удалился к себе в палатку, в ожидании извинений с непонятной нам радостью наблюдая, как враги избивают его соотечественников, потому что вот теперь Агамемнон поймёт, кто тут главный!

 

Кстати, все богатыри, кроме Ильи, в тяжёлый момент просто-напросто «поразъехались» из города – то же удаление старших героев с непонятной мотивировкой.

 

Некоторые попытки объяснения поведения старшего героя: в его образе просвечивают черты героя архаического, он сражается сам с кем хочет и когда хочет, он очень силён, но силу свою может обратить куда угодно, в том числе и на «своих», потому что ему никто не свой, он сам по себе, вот его и не волнует гибель соотечественников. Часто младший герой является сыном или племянником старшего – отсылка к родовому укладу, к каким-то неизвестным нам явлениям тогдашней жизни. С этим сюжетом соотносится известный мотив поединка отца и сына, который если и заканчивается гибелью, то гибелью сына, младшего. Со ссылкой на Баркову – есть варианты былины, в которых Илья связывает Ермака, чтобы тот не мешал ему сражаться, от чего Ермак гибнет – смерть младшего героя при участии старшего.

 

Пример заполнения старых форм новым содержанием: «Голубятня на жёлтой поляне» Крапивина - Юрка уходит вдоль железной дороги неведомо куда, Янка вынужден «улететь» раньше времени, взрывать Мост должен Гелька, самый «младший» из героев, его статус неоднократно подчёркивается на протяжении всего романа; Гелька подвиг свой совершает, но гибнет при этом. 

 

Сюжет о младшем герое в огрублённом и упрощённом виде часто используется современным кинематографом как составная часть клише «Герой мстит злодеям за смерть своего друга»

 

Одним словом, это всё гораздо интересней, чем Дивову удалось показать, потому я его и не дочитала.

Subscribe

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…

  • Рассел о прагматистах

    В «Истории западной философии» Рассел рассказывает о прагматистах XIX века, к которым относятся Джеймс и Дьюи. О прагматистах я кое-что слышала, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments