Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Сумасшедший ученый как элемент гностического учения в современности

Тип этот очень распространен в западной массовой культуре. Гений, который создаёт атомную бомбу в кастрюльке на кухне постоянно появляется и в фантастических рассказах, и в фильмах, и в мультфильмах (из последнего просмотренного - "Красавица и чудовище", папа-изобретатель, придумавший в своей деревне паровоз). Такие вещи как исторические условия и  "время пришло" игнорируются напрочь. Создатели этой мифологемы не замечают того факта, что быть ученым в одиночку невозможно. Должно существовать научное сообщество, которое обеспечило бы обращение идей и общий высокий уровень исследователей. В Новое время многие открытия делаются одновременно в разных странах и разными учеными. Ньютон и Лейбниц, Попов и Маркони, Менделеева и какой-то немецкий химик, два изобретателя фотографии в разных странах, двадцатый век вообще дает множество примеров таких почти одновременных открытий в научной теории и практике.

Почему же вопреки фактам живет и процветает образ ученого-одиночки? Потому что он отражает не реальность, а очень старую и стойкую гностическую теорию:

Вообше-то у гностиков именно так и предполагается: большинство людей рассматриваются как "плотские" люди, по самой своей природе лишенные каких-либо высших устремлений, а посему их этим и тревожить не надо, а надо создать для них жизнь, полностью заполненную плотскими интересами. Иное дело "пневматики", избранные! Их очень мало, и не дело толпы знать, чем они заняты.

Даже катастрофические последствия, к которым приводит следование этой теории на практике, не останавливает её поклонников. Дело в том, что в данном случае эта теория совершенно исключает приток свежих сил и новых людей в науку. Ученые это вершина пирамиды, а не оторванное от земли облако. Чтобы существовала вершина пирамиды, должна существовать и сама пирамида, то есть система народного просвещения  - хорошее дошкольное и школьное образование, кружки, олимпиады, образовательные программы и передачи, охватывающие как можно большее число людей с самого раннего возраста. Это требует времени и ресурсов, между тем как большинство людей, занятых этими вопросами, не видят даже необходимости выделять эти ресурсы. Элитное  образование мыслится как удел элиты, немногих гениев, которые нам всё изобретут, а остальным придется только нажимать кнопки, не заморачиваясь принципами устройства прибора. Будет ли эта система работать при той сложности науки, которой мы достигли? Можно ли таким образом выполнить хотя бы программу-минимум - Солнечную систему? А кто об этом думает? Верность идее важней.

Идеология в очередной раз побеждает прагматику.
Tags: гностики, наука, прогресс
Subscribe

  • Горячее солнце Леонардо да Винчи

    Русский советский историк науки В. П. Зубов пишет, что Леонардо да Винчи считал солнце горячим. Чтобы понять, насколько неординарным было это…

  • Парадокс Аристотеля и связь времен

    Парадокс Аристотеля о двух колесах известен давно и излагался неоднократно. Вот например: "Имеем два колеса разного размера, расположенных одно…

  • Пятый элемент

    По Аристотелю, кроме четырех элементов, которые по природе движутся по прямой, существует еще и пятый элемент, который по природе движется по кругу.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments