Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Для Лены

На этот пост обратила моё внимание подруга. Раз кому-то это надо, я скажу в двух словах, что я об этом думаю. О самом важном.

1. Римская Империя достигла поразительных высот в философии, архитектуре, скульптуре, астрономии, медицине, геометрии, литературе, театре и пр. Существовал институт римского права, было проведено 249 Олимпийских игр, была построена прекрасная сеть дорог. В Риме были семиэтажные дома с водопроводом и лифтом... и так далее и так далее

А потом на Европу опустилась ночь христианства. И время остановилось. Практически все достижения цивилизации были забыты или попали под запрет.


Про ночь христианства и то, что попало под запрет я уже писала. Как можно одновременно ратовать за разумность и защищать астрологов, магов и оккультистов, до сих пор выше моего понимания.

2. Катары и прочие инакомыслящие. Куда ни глянь, натыкаешься на катаров. Давно я собиралась кое-что о них написать, напишу сейчас.

В терминах религиозной нетерпимости можно описать любой конфликт и любую войну. Возьмем то, что нам ближе, Великую Отечественную. Для человека, жившего во времена катаров, это явно религиозный конфликт: немцы верят, что существуют высшие и низшие расы, мы верим, что никаких высших и низших рас не существует. Из-за одной частички "не" такие ужасы, несколько лет войны, несколько миллионов жизней! Не абсурд ли? Для нас не абсурд, потому что мы знаем, что в реальности стоит за этой частичкой "не", и прежде чем осуждать кровожадных людей минувших времен, убивавших других за слова, нужно узнать, что скрывалось за этими словами.
Те же катары или какие-нибудь вальденсы, которые ничего плохого не хотели, а просто отвергали церковный брак. Что тут такого? Вот что для начала.Разве люди, которые считали это неприемлемым, поступали так из-за кровожадности и нетерпимости?

3. Про охоту на ведьм там какие-то сапоги всмятку, в чем претензия, я так и не поняла. Очевидно, автор увлекся живописными деталями и ничего не знает об идейных основаниях Возрождения. В 15-м веке произошел какой-то поворот, перелом, какая-то невидимая духовная катастрофа, и вера в ведьмовство, магию, алхимию попёрла из всех щелей. Заметьте ещё раз, кто ещё не заметил, это случилось в 15-16-м веке, когда кончилось Средневековье и началось Возрождение! Охота на ведьм это признак великолепного Ренессанса, возрождения античных наук и искусств, тех самых достижений цивилизации, которые были забыты и попали под запрет в пункте первом, в 4-м веке нашей эры. Тут даже не надо глубоко копать, это видно из любой работы, посвященной этой проблеме. Кстати, видно, но не обязательно проговаривается вслух. Я недавно брала в библиотеке книгу, посвященную демонологии Возрождения. Половину сборника занимала работа некоего иностранного автора. В своей работе автор подробно описывает всё про ведьм, фиксирует, что этот психоз начался в конце 15-го века и больше всего бушевал в протестантских странах, даже удивляется, что в ведьм верили все великие гуманисты и светочи прогресса, возрождающие античные науки и искусства, а после этого делает потрясающий вывод: ну что ж, в Средневековье (!!!) было много иррационального, что мы не в силах объяснить! Я перед таким теряюсь, просто теряюсь, даже не знаю что сказать. Пойду в иностранные ученые, там такое приволье.

Так что тут надо определиться, или мы порицаем христиан за уничтожение магии в 4-м веке, или за её использование в 16-м, одно из двух. А ругать и за то и за другое сразу это настолько выше обычного человеческого разума, что тут и сказать нечего.

Резюме.Я вообще не касаюсь каких-то нравственных обоснований авторской позиции. Я просто прошу: не надо передёргивать! Если ваше правое дело в фактах не нуждается, то и не надо их приводить, а если нуждается, то держитесь правды, это лучшая политика. Иначе складывается впечатление, что автор может обосновать свои тезисы только с помощью подтасовок и манипуляций, а кому это надо?

ПС. Да здравствует Первая Инквизиция!
Tags: атеизм, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…

  • Рассел о прагматистах

    В «Истории западной философии» Рассел рассказывает о прагматистах XIX века, к которым относятся Джеймс и Дьюи. О прагматистах я кое-что слышала, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

Recent Posts from This Journal

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…

  • Рассел о прагматистах

    В «Истории западной философии» Рассел рассказывает о прагматистах XIX века, к которым относятся Джеймс и Дьюи. О прагматистах я кое-что слышала, но…