Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Ревизия томизма в свете герметизма

Кампанелла крут, судя по всему. Из той же книги Йейтс:

Выше на страницах того же трактата ("Теология") Кампанелла делает очень знаменательные замечания. Фома Аквинский, говорит он, учит, что не существует естественных путей к постижению Троицы, ибо она не отражена в творении. Однако св. Фома "не читал ни платоников, ни Трисмегиста: их труды в его время не были еще переведены на латынь". Из этого следует, что томистская теология требует пересмотра в свете учений платоников и Трисмегиста. И мне кажется, что именно этим и собирался Кампанелла заняться в тюрьме: воспользовавшись своей доминиканской теологической подготовкой, произвести на свет переработанную "Сумму теологии", опираясь на платоников и Трисмегиста, разработать более "естественную" теологию Троицы, более "естественную" христологию и более "естественное" понимание таинств, согласно которому благодать есть разновидность божественной магии, естественным образом продолжающей естественную магию. Философия, сопутствующая этой новой теологии, будет уже, конечно, не схоластическим аристотелианством, но анимистической философией Возрождения, содержащей магическую интерпретацию природы.

У нас нет возможности проследить за развитием этой потрясающей идеи Кампанеллы: такое исследование потребовало бы целой книги или даже нескольких книг. Ведь теологию Кампанеллы необходимо включить в контекст истории ренессансного томизма, которая пока еще не написана. Историю эту надо было бы начать с Фичино и его изощренных попыток взять Фому Аквинского в союзники в деле защиты употребления талисманов. Эти попытки покажутся менее странными, если принять во внимание, что, как отметил Уокер, кардинал Кайетано в комментариях к своему изданию трудов Аквината, вышедшему в 1570 году, отстаивает законность талисманов. Кампанелла пользовался изданием Кайетано, поскольку он апеллирует к нему, защищая астральную магию. (Попытка представить сторонником магии другого выдающегося доминиканца, Альберта Великого, была куда менее затруднительной, поскольку Альберт, вероятно, был магом.) Существовал особый ренессансный томизм, который сегодняшние томисты предали бы анафеме, и теология Кампанеллы (не опубликованная и не дозволенная при его жизни) была его кульминацией. Его "Теология" претендовала на роль новой доминиканской "Суммы", призванной обеспечить теологическую базу для ренессансной магии как контрреформационной силы.

Tags: Бруно, Возрождение, Кампанелла, антисистемы, герметизм, доминиканцы, томизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments