Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

"Критика чистого разума", начало

Никогда не судить о философах по пересказам других философов (если эти другие философы не Аристотель и Гегель)! История моих отношений с Кантом ещё раз это подтвердила. Я вот до вчерашнего дня думала (не пинайте меня сильно, я всё знаю сама!), что трансцендентальное единство апперцепции тождественно внутреннему чувству. Почему никто мне не сказал, что трансцендентальное у Канта вообще никакого отношения к психическому не имеет? Ну ясно почему, номиналистам очень хочется записать Канта в свои ряды, ведь сам старик Поппер похвалил.

Кант принимает как понятную и очевидную вещь положение о том, что законы не выводятся из опыта. В опыте мы всегда имеем неполную индукцию и можем высказываться лишь о некой вероятности, не более того. Даже понятие причины и следствия невозможно установить из опыта, ведь исходя из наблюдений мы можем лишь сказать, что насколько мы до сих пор наблюдали, за таким-то действием следует такое-то действие, но должно ли так быть с необходимостью или завтра яблоки посыпятся вверх, мы не знаем и знать не можем. Кант это описывает быстро и идёт дальше, к своей трансцендентальной философии, которая эти вопросы решает, а между тем наш вдохновенный путаник Шестов что пишет? В своём пламенном стиле он ругает Канта именно за то, что его философия пытается получить необходимые законы из опыта, кантианцы хвалятся тем, что такие законы получили, в то время как прекрасный Шестов в опровержение кантианцев приводит именно это рассуждение о неполной индукции!  Ну вот как верить людям?

Как я понимаю, трансцендентальная схема это такой способ существования идеи.... В философии Гуссерля я аналогов этому не припомню, хоть вспоминала всю дорогу на работу. Ноэма это вроде бы то, что Кант называет образом, ноэса вообще относится к психическому, может, что-то в эйдетической структуре ноэматического соответствует? Посмотрю ещё, только начала читать.
Tags: Гуссерль, Кант, философия
Subscribe

  • Алгоритмизация счастья

    В книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу» был такой персонаж Магнус Федорович Редькин, который собирал определения счастья: «Однако…

  • Гностический миф у Набокова

    Не я одна его вижу: Давыдов С. С. Гностическая исповедь в романе "Приглашнеие на казнь"…

  • Катары как кельто-славяне

    Соловьёв приводит такую концепцию происхождения катарской ереси, которую я раньше не встречала. Он увязывает это манихейское учение с этнической…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments