На царствовании Петра обкатывается тот миф, который расцвёл пышным цветом при обсуждении сталинского времени, а именно: народ способен совершить величайшие подвиги и вершить судьбы мира буквально с оторванной головой. Правительство Петра (как и правительство Сталина) было чуждо русскому народу и к народу этому не принадлежало. В результате получаем сотни тысяч затоптанных в грязь крестьян (Мицкевич), Сатана правит бал при свечах с мертвецом на плечах (БГ), и как венец всей этой конструкции положение о том, что Петербург не русский город. Достижение нашего гения - пейзанский "садок вишневий коло хати, хрущi над вишнями гудуть" (Шевченко), а не все эти Трезини и Растрелли. Именно так, и не примазывайтесь.
Между тем есть работа, показывающая, что и современники, и строители Петербурга воспринимали град Петров именно как город Петра, третий Рим. Это тоже не русская идея? Воплотить в новые времена с таким размахом такую концепцию это конечно не стоящий внимания пустяк по сравнению с элементами табели о рангах в церковных делах. Это только делает Петра и Петербург ещё более нерусскими.
В оправдание можно было бы сказать, что этой традиции столько же лет, сколько и Петербургу, но как-то не хочется. Самое обидное для владельцев идиллических крестьянских садков коло хати то, что в данной мифологеме ими прикрываются как карфагеняне римскими пленными. Ведь Петра критикуют с русофильских позиций! Он же порушил, уничтожил и попрал, и вообще сильно испортил русский язык. Но в том-то и дело, что те, кто больше всего пострадал от петровской модернизации (как кстати и от сталинской), давно его простили и гордятся им как своим. И Петром, и Петербургом. И вообще, нижайше просят на их страданиях более не фиксироваться и обосновывать свои антипатии со своих собственных классовых позиций.
Дикси.