Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Скромное обаяние бюрократии

В дополнение к моей старой заметке о Петре Первом по мотивам Кошелевой хочу сказать следующее. Представление о том, что величие Петра в уничтожении старой России и создании новой, почти полностью есть результат воздействия бюрократической риторики. Последние исследования по частным вопросам показывают, что многие реформы Петра суть продолжение политики, начатой ещё в предыдущие царствования. Пётр воплотил в жизнь решения, которые зрели годами и над которыми работал не он один и даже не одно его поколение. Пётр лишь подал это в неожиданной экзотической европейской упаковке, чем произвёл такое впечатление, которое не изгладилось ещё и до сих пор. Его время, несмотря на пристальный интерес, изучалось в основном не по сухим документам (если даже собственноручные указы Петра не введены в научный оборот, о чем тут можно говорить?), а по запискам, мемуарам, переписке, то есть по сути изучалось впечатление, произведённое той эпохой на образованый класс того и позднейшего времени. Мы видим Петра глазами образованных сословий, и не всех, а скорее интеллигенции, чем дворянства, про духовенство в этом плане я вообще молчу. Последствия этого явления трудно недооценить в их разрушительности.

На царствовании Петра обкатывается тот миф, который расцвёл пышным цветом при обсуждении сталинского времени, а именно: народ способен совершить величайшие подвиги и вершить судьбы мира буквально с оторванной головой. Правительство Петра (как и правительство Сталина) было чуждо русскому народу и к народу этому не принадлежало. В результате получаем сотни тысяч затоптанных в грязь крестьян (Мицкевич), Сатана правит бал при свечах с мертвецом на плечах (БГ), и как венец всей этой конструкции положение о том, что Петербург не русский город. Достижение нашего гения - пейзанский "садок вишневий коло хати, хрущi над вишнями гудуть" (Шевченко), а не все эти Трезини и Растрелли. Именно так, и не примазывайтесь.
Между тем есть работа, показывающая, что и современники, и строители Петербурга воспринимали град Петров именно как город Петра, третий Рим. Это тоже не русская идея? Воплотить в новые времена с таким размахом такую концепцию это конечно не стоящий внимания пустяк по сравнению с элементами табели о рангах в церковных делах. Это только делает Петра и Петербург ещё более нерусскими.

В оправдание можно было бы сказать, что этой традиции столько же лет, сколько и Петербургу, но как-то не хочется. Самое обидное для владельцев идиллических крестьянских садков коло хати то, что в данной мифологеме ими прикрываются как карфагеняне римскими пленными. Ведь Петра критикуют с русофильских позиций! Он же порушил, уничтожил и попрал, и вообще сильно испортил русский язык. Но в том-то и дело, что те, кто больше всего пострадал от петровской модернизации (как кстати и от сталинской), давно его простили и гордятся им как своим. И Петром, и Петербургом. И вообще, нижайше просят на их страданиях более не фиксироваться и обосновывать свои антипатии со своих собственных классовых позиций.

Дикси.
Tags: Петр Первый
Subscribe

  • Причины и следствия

    Может, Аристотель разбирал это в "Софистических опровержениях", никто не помнит? Я с 1 сентября работаю методистом учебной части в колледже…

  • Мания в современности –научный взгляд: Виланель и другие маньяки

    Редакторы «Одуванчика» Нина Ищенко и Елена Заславская приняли участие в 8-й Московской конференции «Μανία и Ψῡχή: девиация в культуре», состоявшейся…

  • Бельгийское наследие

    Для меня было неожиданностью, что Валентин Асмус связан с Донбассом, и не просто с Донбассом, а с возрождаемым ныне украинцами бельгийским наследием…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Причины и следствия

    Может, Аристотель разбирал это в "Софистических опровержениях", никто не помнит? Я с 1 сентября работаю методистом учебной части в колледже…

  • Мания в современности –научный взгляд: Виланель и другие маньяки

    Редакторы «Одуванчика» Нина Ищенко и Елена Заславская приняли участие в 8-й Московской конференции «Μανία и Ψῡχή: девиация в культуре», состоявшейся…

  • Бельгийское наследие

    Для меня было неожиданностью, что Валентин Асмус связан с Донбассом, и не просто с Донбассом, а с возрождаемым ныне украинцами бельгийским наследием…