Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Призрак в доспехах: Антиматрица, или Путь в Зазеркалье

Аниме фильм Мамору Осии «Призрак в доспехах» (1995) является одним из лучших произведений в жанре киберпанк.

Этот фильм неоднократно рифмуется с позже появившейся «Матрицей», но цитаты носят характер инверсии: то же самое, только наоборот. 

 

Рассмотрим некоторые самые яркие заимствования. Я буду отталкиваться от «Матрицы», как более известной широкому зрителю.На уровне видеоряда это в первую очередь повсеместно узнаваемые зелёные циферки, бегущие по экрану.

Далее, завязка обоих фильмов состоит в том, что отряд особого назначения ищет неуловимого кибер-преступника, опаснейшего террориста, известного во многих странах мира и уходящего из всех виртуальных ловушек. Но в «Матрице» террорист положительный герой, а в рассматриваемом фильме рассказ ведётся от лица офицеров спецотряда. 

Присутствует сцена, когда черноволосая женщина в очках и с короткой стрижкой в прыжке приземляется на крышу, только дранка полетела. Однако в «Матрице» она убегает от погони, а в «ПвД» сама гонится за преступником. Кусанаги и Тринити даже внешне очень похожи, не говоря уже о решительном «мужском» характере: обе берутся за самые трудные и важные дела, обе часто действуют без страховки, на свой страх и риск и под свою ответственность; обеих ценят за эти качества мужчины-коллеги. 

И в том, и в другом фильме присутствуют непременный элемент киберпанка: невиданные компьютерные технологии, позволяющие вторгаться в сознание и программировать воспоминания человека. Разъём сзади на шее для входа в сеть есть и там, и там. 

Решающий бой в обоих фильмах происходит среди колонн в воде. Разлетаются брызги, пули выбивают каменные осколки из стен. В целом это очень живописно и неудивительно, что создатели «Матрицы» решили сохранить этот момент. 

В «Матрице» Морфей обращает к Нео слова: «Иди за мной, я покажу тебе как глубока кроличья нора.» В нашем же фильме кбиер-террорист говорит: «Чтоб увидеть своё истинное лицо, загляни за зеркало.» Эти кэрроловские метафоры для обозначения иного мира в одной и той же позиции не случайны. Они ясно показывают и связь двух фильмов, и принципиальное различие в идейном их содержании. 

Различие это состоит в направлении пути главного героя: в «Матрице» он уходит из виртуального мира в реальный, в «ПвД» наоборот. В первом случае полагается, что истина человеческого существования может быть найдена только за гранью виртуальной реальности, в обычном мире, среди обычных людей, которые может быть не очень умны и не очень совершенны в других отношениях, зато реальны и имеют настоящие тела. 

Во втором же случае вопрос ставят смелей и резче: если истинная природа человека разумна, то какой смысл держаться за тело и накладываемые им ограничения? Для того чтобы быть человеком и быть свободным, не обязательно иметь тело без заводской гарантии, но обязательно мыслить и осознавать своё собственное существование, как говорит Кукольник в эротической и одновременно самой жуткой сцене фильма. Потому и виртуальная реальность без границ кажется более подходящим вместилищем разума. По своему происхождению и функции в сети Кукольник аналогичен агентам Смитам, он всесильный хозяин виртуального мира. Это ведь более достойно человека, больше соответствует его истинной природе - вот что утверждают японские создатели фильма. 

Надо сказать, что некоторое пренебрежение к человеческому телу с его слабостями и увлечение разумной, информационной, интеллектуальной составляющей человека свойственно не только научной фантастике двадцатого века, но и гностическим учениями поздней античности, а также их идейным наследникам вплоть до наших дней. Почему же когда люди отбрасывают такое, казалось бы, ненужное и слабое тело, заменяют его чем-то более совершенным, предпочитают разум эмоциям, всякий раз получается какое-то подобие ада? Даже тех, кто не знает ответа на этот вопрос, сама регулярность подобного финала уже должна насторожить.
Видимо, телесность составляет важный, хоть и не до конца оцененный момент понятия "человек". Голый культ тела не соответствует нашей сущности, но и чистая интеллектуальность не есть человек. Ещё или уже, вызывает это восторг или ненависть, но это так, и "ПвД" в этом отношении очень убедителен.
Смотреть обязательно.

Tags: Призрак в доспехах, аниме
Subscribe

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Другой Профессор

    В католической Европе Философом с большой буквы и без дальнейших уточнений называли Аристотеля, а Комментатором – мусульманина Аверроэса. Среди…

  • Рассел о Цезаре

    Чтобы свести концепцию прагматистов к абсурду, Рассел приводит еще один пример, с Юлием Цезарем: «Если я нахожу то мнение, что Цезарь перешел…

  • Рассел о Колумбе

    Для иллюстрации логической несостоятельности прагматизма Рассел приводит пример с Колумбом: «Предположим, вы хотите знать, переплыл Колумб…