Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Categories:

Машина времени

Вчера совершенно случайно я попала в филармонию. Первый раз в своей жизни и на "Фантастическую симфонию" Берлиоза.
Музыка была волшебна (со всеми оговорками про моё музыкальное невежество), но самое большое впечатление на меня произвела речь музыковеда, анонсирующая выступление. Было неподдельное ощущение путешествия во времени, как будто последние лет двадцать пронеслись над искусством как легкие пушинки с одуванчика, не задев и не потревожив даже легкой тенью его величественного здания. Идейные бури, ломка стереотипов, постмодерн - о чем вы шепчете! Пока в луганской филармонии играют Берлиоза, это всё лишь мелкие ни на что не влияющие развлечения скучающих подростков.

Итак, в рассказе о Берлиозе звучали такие выражения:
верность идеалам Революции (1789-го года); прогрессивный романтизм Гюго; как горько читать строки Альфреда де Мюссе: "Молодость Франции! Впервые на вопрос, во что ты веришь, ты ответила: "Ни во что!""; романтичный молодой человек 19-го века; молодой человек вступает в жизнь, ожидая найти в ней идеалы Свободы, Равенства и Братства, а не находит ничего; какая нужна была смелость, чтобы во времена Гюго сделать главными отрицательными героями священника, дворянина и короля (в "Соборе Парижской Богоматери"); и баррикады революции 1830-го года, овеянные романтикой и великой музыкой Берлиоза.

Это было прекрасно. Да не подумает кто-то, что мне это не понравилось и я бы хотела, чтобы этого не было. Напротив. За прошедшие двадцать лет не поменялось идейное содержание речи, но поменялась публика. Одно дело, когда это слушают люди, которым прожужжали все уши идеалами Революции, и другое дело, когда у большинства публики идеалы Революции никогда не присутствовали в оперативной памяти. Я вот так думаю, и даже не представляю, где современный молодой человек может вообще услышать об идеалах Революции, не говоря уже о том, чтобы услышать о них что-то хорошее. Это же настоящий постмодерн! Вот именно для этого он и нужен: в обычной повседневной жизни сочетать несочетаемое и расцвечивать мир дивными красками.
Tags: Берлиоз, Луганск, музыка, филармония
Subscribe

  • Поэт без кожи

    Продолжая дело Владимира Карбаня, комментировавшего поэзию Елены Заславской, я тоже пишу комментарии к своим любимым поэмам и стихам. «Марсий, вызови…

  • Поэт как Марсий. День поэзии

    Дорогие друзья, представляю свою первую публикацию в литературно-философском журнале «Топос». Сотрудничество началось моей новой рецензией на…

  • Дикий охотник Актеон

    Актеон, по преданию, был разорван собаками Артемиды за то, что увидел богиню обнаженной во время купания. Этот сюжет использовал Николай Гумилёв,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Поэт без кожи

    Продолжая дело Владимира Карбаня, комментировавшего поэзию Елены Заславской, я тоже пишу комментарии к своим любимым поэмам и стихам. «Марсий, вызови…

  • Поэт как Марсий. День поэзии

    Дорогие друзья, представляю свою первую публикацию в литературно-философском журнале «Топос». Сотрудничество началось моей новой рецензией на…

  • Дикий охотник Актеон

    Актеон, по преданию, был разорван собаками Артемиды за то, что увидел богиню обнаженной во время купания. Этот сюжет использовал Николай Гумилёв,…