Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Category:

Учёный и время

Опять Й.Хёйзинга и его знаменитый труд.

Людовик, «qui achetois la grace de Dieu et de la Vierge Marie a plus grands deniers que oncques ne fist roy»34 («что оплатил милость Господа и Девы Марии деньгами большими, нежели какой король когда-либо тратил»], демонстрирует все признаки непосредственного и явного фетишизма, В его почитании реликвий, в его страсти к совершению паломничеств и к участию в процессиях, как кажется, нет ни возвышенного благочестия, ни малейших следов благоговейной сдержанности. Со священными предметами он обращается так, как если бы это были не более чем ценные домашние снадобья. Крест св. Лода должны были из Анжера срочно доставить в Нант, для того чтобы Людовик мог дать на нем клятву, ибо клятву, принесенную на кресте св. Лода, почитал он более, нежели какую-либо другую. Когда коннетабль де Сен-Поль, призванный к королю, просит, чтобы тот поклялся в его безопасности на кресте св. Лода, король отвечает, что он готов дать любую другую клятву, только не эту.

Это говорится о короле Людовике, которого Коммин, ближайший его помощник, характеризует так:

«…ум нашего короля был столь обширен, что ни я, ни другие из его окружения не сумели бы с такой ясностью предвидеть результаты его действий, как он сам, ибо, безо всякого сомнения, он был одним из самых мудрых и искусных государей, царствовавших в то время.»

Чтобы победить коннетабля, Людовик потратил много времени и сил. Коннетабль владел несколькими городами, держал в страхе двух государей и был родственником третьего, он был уверен, что ему не грозит ничего и никогда, и он всё время будет извлекать выгоды для себя, ссоря короля с соседями. В конце концов король сумел сплотить всех против коннетабля. Как говорит тот же Коммин, эти три государя никогда за всю свою жизнь не сошлись во мнениях ни по одному самомалейшему вопросу, кроме этого одного: они все одинаково сильно хотели погубить коннетабля. Ясно, что такие вещи сами собой не происходят. И когда в финале этой упорной невидимой борьбы король вызывает коннетабля к себе, тот требует гарантий безопасности, и король отказывается принести клятву на кресте св. Лода, разве это признак фетишизма? Ведь это же демонстрация силы! Всё, господин коннетабль, ваша песенка спета, вас никто уже не боится и даже внешний декорум соблюдать больше не обязательно. Понятно, что эта демонстрация сделана средствами своего времени, но от этого она не менее явная. Объяснять этот поступок дикарской страстью к побрякушкам значит говорить больше о себе, чем о короле.

Прошу заметить, я не ругаю автора. Он выразил то, чем жили в его время. Дух того времени слышен в этой книге, на каждой странице:

Общество эпохи Средневековья с юношеской ненасытностью культивировало эти примитивно-романтические мотивы.

Все это должно было бы наконец его отучить, как нам кажется, видеть мир в розовом свете. (его - маршала Бусико, участника самых важных исторических событий своего времени)

Одеяние, в котором предстает благородная любовь в литературе и обществе, нередко кажется нам непереносимо безвкусным и просто-напросто смехотворным.

Это просто подряд. Если это не снисходительность прогрессивного человека к неразвитым людям прошлого, то что это такое?


Теоретическую базу как всегда подводит Николаус.
Tags: Коммин, Средневековье, Хёйзинга, история, прогресс, философия
Subscribe

  • Градуируем шкалу

    Разговаривали недавно с ЕЗ о нашей ситуации и снова пришли к известному выводу, что только теория решает, что мы наблюдаем. Люди смотрят на одно и то…

  • Победить в идейном споре

    К отличному посту Н.Зайкова По сути победа в таком споре означает перевод собеседника из одной культуры в другую, смену им цивилизационной…

  • Европейское мировоззрение на Украине

    Как уже понятно, оно не побеждается фактами. Его носители-украинцы чувствуют себя европейцами среди дикарей (см.СТАН, Культурная карта) и высшей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments