Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Астралишер шнуррр

В предисловии к моей книжке Хайдеггера (не к той, которую я сейчас в муках читаю с экрана, а к той бумажной, которую я недавно разругала) некто В.Бибихин пишет примерно следующее: споры о Хайдеггере не кончатся никогда; его противники говорят, что он просто мастер запутанной болтовни, его сторонники утверждают, что за этим плетением словес «что-то есть», но обосновать ни ту, ни другую позицию невозможно, Хайдеггер навсегда останется явлением в истории философии и большой её загадкой.

Разве можно так халатно относиться к написанию предисловий? А если бы я поверила В.Бибихину и не стала читать «Пролегомены к истории понятия времени», как это чуть было не случилось? Между тем из этого труда Хайдеггера ясно видно, какое место в истории философии он занимает, прям странно, что кого может затруднять этот вопрос. Если кому интересно, то пожалуйста.

Начать тут нужно с «Заката Европы», с чего же ещё.
Различию понятия числа в разных культурах Шпенглер посвятил самые замечательные страницы своей книги. Для античного человека число исключительно натуральное, подразумевает некий единичный телесный объект, для человека Нового времени число это функция, отношение, ансамбль связей. Шпенглер сетует на то, что европейцы унаследовали концепцию числа от греков, получили её уже готовой, а не создали свою сами, потому и пришлось им потратить лучшие столетия цветения своей культуры на освобождение от этого злосчастного ига. Аналитическая геометрия и исчисление бесконечно малых должны были появиться не в 17-м веке стараниями Декарта, Лейбница и Ньютона, а в 13-м, во времена готических соборов, потому что это раскрытие в математике того же мироощущения, которое так блестяще проявилось в готической архитектуре.

Так вот Хайдеггер это такой же ещё более запоздалый плод, одиноко висящий на заснеженной ветке. Он делает в философии то, что создатели Кёльнского собора сделали в архитектуре почти тысячу лет назад – он наконец-то осознаёт мир как живое движение, а не как наличную неподвижную телесность:

…вещи окружающего мира обнаруживают себя в контексте отсылок, выступая из них. Соразмерный феноменам способ видения мировости прежде всего обеспечивает самообнаружение мира, но не изолированной вещи. Так становится ясным преимущество отсылки перед вещью, которая показывает себя в ней. Озабоченное обхождение с миром представляет собой доступ к нему, а не парящее в невесомости восприятие изолированных вещей. Мы все более убеждаемся в том, что стремление отыскать реальность в телесности, а последнюю в изолированной природной вещи проистекает из феноменальной, а значит, и феноменологической иллюзии.


А нам тут пытаются подсунуть какие-то лесные тропы и интригующую загадочность. Это те, кому по существу нечего сказать, вынуждены довольствоваться маской философа-не-для-всех, Хайдеггеру, к счастью, это не нужно.

Шнур потому что вот http://schwalbeman.livejournal.com/142028.html  

 
Tags: Хайдеггер, Шпенглер, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments